Какое масло предусмотрено заводом изготовителем
Перейти к содержимому

Какое масло предусмотрено заводом изготовителем

  • автор:

Классификация трансмиссионных масел для механических КПП

Все трансмиссионные масла классифицируются по определенным установленным стандартам и условиям эксплуатации.

Наиболее распространенная система стандартизации, которой придерживаются производители масел, разработана Аmеrican Рetrоleum Institute (АРI). Указателем данного стандарта является аббревиатура GL (Geаr Lubricant), с последующей номерной классификацией. Так, например, в автомобилях ранних годов выпуска используется трансмиссионное масло с аббревиатурой GL-1 – GL-3, а в современных автомобилях различных типов и модификаций – GL-4 и GL-5. Трансмиссионные масла группы GL-6 в настоящее время не применяются, так как эффективность присадок класса GL-5 соответствует всем самым строгим требованиям.

Кроме номерной аббревиатуры GL для легковых автомобилей, Amеrican Petrоleum Institute (API) предложил дополнительно две новые категории, характеризующие свойства трансмиссионных масел грузовых автомобилей — PG. Совместная работа АРI с Американской Ассоциацией Автомобильных Инженеров (SАЕ) и Американским Обществом Испытаний Материалов (АSТМ) позволило выделить отдельную группу трансмиссионного масла, обладающие высокотемпературными свойствами:

РG-1 – применяется в МКПП автобусов и тяжелых грузовиков;

РG-2 – применяется в редукторах ведущих осей грузовиков и автобусов. В технической литературе часто заменяют обозначение категории РG-2 на обозначение группой GL-7.

В основном, классификация API предусматривает разделение трансмиссионных масел по эффективности присадок, обеспечивающих противозадирные свойства. Чем выше номерной показатель группы GL, тем больше эффективность присадок. Сернистые соединения, содержащиеся в присадках, во время работы механизмов разрушают небольшой поверхностный слой металла путем химических реакций. Как следствие образуется тонкая модифицированная пленка – продукт износа. В результате, при критических и максимальных нагрузках, детали КПП изнашиваются меньше благодаря присадкам и модифицированной пленке. Химическая модификация состава трансмиссионного масла позволяет продлить срок службы именно стальных и чугунных элементов.

Трансмиссионное масло для переднеприводных и заднеприводных коробок передач

Что же касается синхронизаторов, которые устанавливаются во всех МКПП и изготавливаются из цветных металлов, то химические реакции на них оказывают пагубное воздействие и ускоряют износ. В трансмиссиях отечественных переднеприводных автомобилей ВАЗ до сих пор применяется обыкновенное моторное масло, так как российскими заводами производителями трансмиссионных масел до настоящего момента не налажен выпуск соответствующего состава масла. При использовании обычного моторного масла синхронизаторы сохраняются, а износ шестеренок увеличивается.

Есть и другие минусы в работе КПП при использовании трансмиссионного масла класса GL-5. Принцип работы синхронизаторов механической коробки переключения скоростей основан на трении. Переключение скоростей тем легче, чем больше коэффициент трения механизма синхронизации. А так как присадки масла GL-5 снижают коэффициент трения, то приходится прикладывать больше усилий к рычагу переключения скоростей для переключения передачи. Таким образом для всех типов современных МКПП рекомендуется использовать трансмиссионное масло c допуском GL-4. Оно предназначено для синхронизированных КПП как переднеприводных, так и заднеприводных автомобилей. По сравнению с трансмиссионным маслом GL-5, оно проявляет меньше агрессии к синхронизаторам. Подводя итоги, следует сказать, что масло GL-4 отлично справляется с защитными функциями в КПП.

Масло для редуктора (моста)

Производители трансмиссионного масла рекомендуют использовать масло класса GL-5 только в КПП с гипоидным зацеплением (именно такой тип шестерен используется в автомобильных мостах (редукторах). Наиболее распространенная ошибка – это заправка трансмиссионного масла класса GL-4 в редуктор заднеприводного автомобиля. Быстрый износ и выход из строя шестеренок главной пары – это последствия неправильного использования масла.

Универсальное масло для механической КПП и редуктора

Также заводы-производители масел для КПП выпускают универсальные масла для использования как в КПП с синхронизаторами, так и в КПП с гипоидными передачами. Такое масло маркируется совмещенным допуском GL-4/GL-5.

Так как многие важные свойства масла не были учтены при классификации по системе АРI, то многие производители известных брендов: General Мotors, МАN, Сhrysler, Fоrd, Vоlvo, Маck, Меrcedes выдвигают свои требования и определенные спецификации к заводам производителям трансмиссионных масел.

Как выбрать вязкость трансмиссионного масла

Стоит отметить, что качество масла определяется не только наличием и концентрацией различных присадок. Важную роль играет вязкость. При высоких рабочих температурах масла должны сохранять оптимальную вязкость и нормально уплотнять зазоры, а при «минусовых» температурах – не становиться слишком густыми и вязкими, что может препятствовать корректному вращению шестеренок агрегатов КПП. Густое и вязкое масло усложняет работу синхронизаторов КПП, и при переключении скоростей масло выдавливается из зазоров между контактирующими рабочими поверхностями. Из-за чрезмерной густоты масла в сильные морозы, переключать передачи становится очень затруднительно. Случается даже, что автомобиль может двигаться без включения передачи (на нейтральной скорости), достаточно выжать сцепление.

Учитывая тот факт, что трансмиссионные агрегаты должны работать в различные времена года и при различной температуре окружающей среды производители масел разработали летние, зимние и всесезонные масла. На маркировке обязательно указывается цифро-буквенное обозначение (например, 75W-90), В данном случае буква W – обозначает, что масло можно использовать в зимнее время и вязкость определена в условиях низкой температуры окружающей среды. Если в маркировке нет дополнительной буквы W, то это означает, что масло предназначено для эксплуатации исключительно в летний период. Существует следующая классификация трансмиссионных масел (SАЕ J 306C): Летние — 80, 85, 90, 140, 250; зимние — 70W, 75W, 80W, 85W. Предельные характеристики вязкости при минусовых температурах должны соответствовать определенным требованиям: вязкость масла должна быть в пределах – 150000 санти-Пуазов (сП) при температуре 1000С. Для других типов трансмиссионных масел SAE обозначается Санти-Стоксами (сСт) при температуре 100С.

В отличие от зимних и летних масел, требующих ежесезонной замены, всесезонные масла не требуется менять каждые полгода. Замена происходит в зависимости от выработки.

Как выбрать масло для коробки передач

Что касается подбора трансмиссионного масла, то следует в первую очередь прислушиваться к требованиям автопроизводителя, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля. Все масла и классификация SАЕ основаны по принципу высокотемпературных либо низкотемпературных вязкостей. Учитывая температурные особенности нашей климатической зоны, оптимальная зимняя вязкость должна соответствовать показателю 80W.

Согласно классификации АРI трансмиссионные масла делятся на группы:

GL-1 – используются в механических КПП без синхронизаторов в грузовых автомобилях и сельскохозяйственной технике, а также в механизмах с червячными и спирально-конусными передачами.

GL-2 – применяются для смазки в трансмиссиях сельскохозяйственной техники либо червячных передачах, которые работают при низких скоростях и оборотах.

GL-3 – применяются при умеренных нагрузках на червячно-конические передачи, а так же в трансмиссиях грузовых автомобилей. Противопоказано применение в трансмиссиях с гипоидными передачами.

GL-5 – применяются в трансмиссиях с гипоидными передачами, которые работают при высоком скоростном режиме при малых крутящих моментах. В основном применяется для гипоидных передач со смещенными осями. В механических КПП применяют только, если это предусмотрено заводом изготовителем автомобиля.

Классификация трансмиссионных масел по SАЕ:

70W – обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -55С.

75W — обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -40С.

80W — обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -26С.

85W — обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -12С.

Масла с маркировкой 80, 85, 90, 140, 250 являются летними и отличаются только по степени вязкости.

Обоснование выбора моторного масла для двигателя внутреннего сгорания автомобиля Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Смирнов Константин Леонидович, Семыкина Алла Сергеевна, Загородний Николай Александрович

Изучена классификация моторных масел ДВС. Представлены требования, предъявляемые к моторным маслам. Установлены факторы, определяющие выбор применения моторного масла. Проведены исследования стоимости моторных масел в магазинах г. Белгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Смирнов Константин Леонидович, Семыкина Алла Сергеевна, Загородний Николай Александрович

Требования, предъявляемые к автомобильным маслам
Опыт использования и контроля моторных масел в АТП СП «Эрдэнэт»
Оценка качества моторных масел при эксплуатации легковых автомобилей

Определение оптимальных физико химических параметров моторного масла методом динамического программирования

Исследования характеристик моторных масел 5w40 и 10w40
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование выбора моторного масла для двигателя внутреннего сгорания автомобиля»

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МОТОРНОГО МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЯ Смирнов Константин Леонидович, студент Семыкина Алла Сергеевна, аспирант Загородний Николай Александрович, к.т.н., доцент Белгородский государственный технологический университет

Изучена классификация моторных масел ДВС. Представлены требования, предъявляемые к моторным маслам. Установлены факторы, определяющие выбор применения моторного масла. Проведены исследования стоимости моторных масел в магазинах г. Белгорода.

Для поддержания долговечности и работоспособности ДВС, обеспечения технически исправного состояния деталей ДВС необходимо своевременно и регулярно производить замену масла в двигателе и масляного фильтра. Моторное масло способствует защите рабочих поверхностей деталей двигателя от коррозии (образованию защитной пленки), охлаждению сопрягаемых поверхностей деталей в результате действия нагрузок и как следствие снижение силы трения, обеспечению очистки деталей от загрязняющих частиц, продуктов износа и нагара. Для выполнения заданных функций двигателя требуется применять качественное масло, рекомендованное заводом-изготовителем для конкретной марки автомобиля в зависимости от климатической зоны эксплуатации автомобиля [17,18].

Одной из основных работ, входящей в перечень периодичного планового технического обслуживания автомобиля является замена масла в двигателе [19]. Своевременная замена масла способствует уменьшению износа силового агрегата автомобиля, повышению его эксплуатационных характеристик и уменьшению количества возникающих неисправностей двигателя. От качества применяемого масла зависит устойчивая работа двигателя и обеспечение его ресурса [20]. Поэтому для проведения ТО автомобиля необходимо уделять большое внимание качеству масла и соответствие его заданным характеристикам. Анализ требований, предъявляемых к моторному маслу и изучение факторов, влияющих на выбор масла для двигателя, является актуальной задачей.

В настоящее время существует множество разновидностей моторных масел, что усложняет выбор качественного и необходимого масла. Основным приоритетом в выборе моторного масла являются рекомендации завода-изготовителя [1]. В руководствах по эксплуатации и технических требованиях завода-изготовителя указывается маркировка применяемых технических жидкостей, смазочных материалов и масел. Для обеспечения бесперебойной работы ДВС завод-изготовитель подбирает масло необходимого состава для обеспечения достаточной смазки элементов двигателя,

предупреждения износа деталей. Также при использовании несоответствующего масла характеристикам двигателя увеличивается расход топлива. Недостаточная вязкость масла способствует уменьшению смазывающих свойств сопрягаемых поверхностей деталей, повышению трения деталей двигателя.

К техническим характеристикам моторных масел относятся вязкость, коксуемость масла, зольность, противоизносные свойства, моющие и диспергирующие свойства, антиокислительные свойства, антикоррозионные и энергосберегающие свойства, температурные показатели (температура вспышки, температура застывания), содержание механических примесей и воды, цвет масла и его прозрачность [9].

Вязкость — это способность масла закрепляться на поверхности внутренних деталей двигателя и сохранять все основные химические и физические свойств. Вязкость может меняться в зависимости от температуры окружающей среды.

Коксуемость масла — это способность масла к образованию нагара и смол на деталях двигателя. Чем ниже коксуемость, тем выше вероятность образования различных вредоносных смол, которые неблагоприятно влияют на работоспособность двигателя.

Зольность — это характеристика, отражающая содержание в моторном масле различных присадок, которые могут образовывать вредоносные смолы. Зольность в моторном масле должна составлять не более 1% .

Противоизносные свойства масла уменьшают механический износ сопрягаемых поверхностей деталей, предотвращая образование трещин, за-диров, выступов. В масла добавляются противоизносные присадки, образующие на металлических поверхностях деталей тонкую пленку, которая обеспечивает скольжение.

Моющие свойства — это способность масла очищать детали двигателя от различных лакообразных отложений, нагара, стружки и т.д.

Диспергирующие свойства масла позволяют не выпадать в осадок отложениям, нагару, продуктом сгорания топлива.

Окисление масла способствует ухудшению качества масла. Добавление антиокислительных присадок в масло позволяет защитить детали от действия кислорода и снизить процесс окисления.

Антикоррозионные свойства масел — свойства масел, позволяющих противостоять возникновению очагов коррозии. Антикоррозионные присадки образуют защитную пленку на поверхностях деталей двигателя, предотвращая разрушение кристаллической решетки металлических поверхностей деталей.

Энергосберегающие свойства моторных масел позволяют уменьшать расход топлива.

Температура вспышки — это характеристика, отражающая способность масла воспламеняться под действием нагрева двигателя внутреннего сгорания. Температура вспышки зависит от примесей, которые имеют низ-

кую температуру горения. Качественное масло должно обладать высокой температурой вспышки.

Температура застывания — эта характеристика, которая показывает, при какой температуре масло переходит из текучего состояния в твердое. Температура застывания влияет на вязкость масла.

В связи с тем, что моторные масла работают под воздействием высоких температур и при высоких значениях давлений, подвергаются действию агрессивных сред, к ним предъявляются множество требований. Современные моторные масла должны отвечать следующим требованиям:

• Высокие моющие, диспергирующие-стабилизирующие, пептизи-рующие и солюбилизирующие способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя;

• Высокие термические и термоокислительные стабильности позволяют использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены;

• Достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания топлива,

• Отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя, как в процессе работы, так и при длительных перерывах;

• Стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств;

• Пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды;

• Совместимость с материалами уплотнений, совместимость с катализаторами системы нейтрализации отработавших газов;

• Высокая стабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях;

• Малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;

• Малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность) [11].

При выборе моторного масла необходимо опираться на официальную маркировку производителя моторного масла. Для облегчения выбора необходимого моторного масла и упорядочивания масел существуют международные стандарты, которые позволяют классифицировать масла.

Общепринятая классификации моторных масел:

• SAE — Общество автомобильных инженеров;

• API — Американский институт нефти;

• ACEA — Ассоциация европейских производителей автомобилей;

• ILSAC — Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел [6,8].

Классификация SAE по вязкости и температурным свойствам на классы:

• Зимние — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;

• Летние — 20, 30, 40, 50, 60;

• Всесезонные масла (обозначаются сдвоенным номером, 0W-30, 5W-40.) [6].

Классификация API предусмотрено деление на 2 категории:

• Категория «S» (Service) — масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;

• Категория «C» (Commercial) — масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин [6].

Классификация ACEA предусматривает разделение на 3 категории:

• А/B — бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);

• C — бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);

• E — тяжело нагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12) [6].

Классификация ILSAC Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов моторных масел:

Классификация ГОСТ 17479.1-85 разделяют масла:

• Классы по кинематической вязкости;

• Группы по эксплуатационным свойствам [6].

Кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяются:

• Летние — 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;

• Зимние — 3, 4, 5, 6;

• Всесезонные — 3З/8, 4З/6, 4З/8, 4З/10, 5З/10, 5З/12, 5З/14, 6З/10, 6З/14, 6З/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний) [6].

По виду основы моторные масла классифицируются:

Минеральное масло обладает хорошими моющими и антикоррозионными свойствами, но присадки быстро выгорают при высоких температурах окружающей среды. Не предназначено для двигателей, работающих в тяжелых условиях [4].

Синтетическое масло создает защитную масляную пленку на поверхности деталей, применяется для ДВС, работающих в тяжелых условиях, способствует быстрому запуску ДВС. Недостатком является высокая стоимость [4].

Полусинтетическое масло включает в себя минеральную и синтетическую основы. Используется при низких и высоких температурах. Полусинтетическое масло менее вязкое, чем минеральное. Имеет меньшую испаряемость и повышенную стабильность в сравнении с минеральным и меньшую стоимость в сравнении с синтетическим маслом. Полусинтетика имеет меньший срок службы, чем синтетика [4].

Гидрокрекинг изготавливается на минеральной основе, имеет высокие эксплуатационные характеристики [4].

При выборе моторного масла необходимо основываться на вязкости масла (эксплуатация в климатической зоне, диапазон температур окружающей среды) и типе применения (вид и режим работы двигателя) [2]. Моторное масло должно обеспечивать эффективную работу двигателя при разных температурных режимах, поддерживать оптимальный уровень вязкости, обеспечивать быстрый запуск двигателя при низкой температуре. В масле должны содержаться различные присадки для защиты деталей двигателя от образования нагара.

Масло следует применять одной маркировки и одного производителя, т.к. может быть состав и наличие присадок в масле одного вида различным, что изменяет эксплуатационные характеристики масла.

С течением времени состав моторных масел подвергается старению и снижению моторных свойств. Актуальной задачей является правильное хранение масла, увеличивающее эксплуатационный срок масла. При использовании масла, срок годности которого истек, двигатель подвергается негативному воздействию добавок, которые не отвечают заданным функциям. Как правило, срок годности масла — 5 лет. Исчисление срока годности начинается с момента открытия упаковки. Срок годности моторного масла регулируется нормативной документацией завода-изготовителя, а также ГОСТ.

Хранение моторных масел производится в бочках или канистрах различной емкости, пластиковых бутылках и заводских упаковках. Масло должно хранится в местах удаленных от действия прямых солнечных лучей, при температуре окружающей среды не более +20 °С, при влажности не более 70%, в закрытой упаковке, а также в местах, исключающих вибрацию поверхности. Соблюдение правил хранения моторных масел позволяют сохранить смазывающие свойства масла [16].

Хранение масла в пластиковой бутылке возможно только на определенный срок, к примеру, для транспортировки, т.к. материал — пластмасс может вступить в химическую реакцию с маслом, ухудшая его свойства [12].

Хранение масла в канистре позволяет хранить масло дольше, чем в пластиковых бутылках, но есть вероятность возникновения осадка на дне металлической тары. Достоинством такого хранения является отсутствие проникновения солнечных лучей [5].

Наиболее оптимальным вариантом хранения масла является заводская упаковка, которая отвечает всем установленным требованиям хранения масла и может храниться весь гарантийный срок.

При попадании воды, изменении цвета масла от первоначального вида, образования осадка в таре использование масла не рекомендуется.

При взаимодействии с окружающей средой в двигателе образуются окисления и отложения, которые негативно влияют на его работу.

Для устойчивой работы двигателя рекомендуется применение оригинального масла от завода-изготовителя. Оригинальность масла определяется наличием пломбы на крышке заводской упаковки, штрих-кодом производителя, видом заводской упаковки.

Для автовладельцев выбор масла также основывается на его стоимости. Проведено исследование магазинов по продаже моторных масел в городе Белгороде. Преимущественно для данного региона используется масло в зависимости от вязкости для бензиновых двигателей 5W40 и для дизельных двигателей 0W20. Исследование проводилось 7 марок моторного масла с вязкостью 5W40: Motul 8100 X-cess 5W40 4 л, LIQUI MOLY Optimal Synth 5W40 4 л, SHELL Helix HX8 Synthetic 5W40 4 л, MOBIL Super 3000 X1 5W40 4 л, ZIC X9 5W40 4 л, ELF Evolution 900 SXR 5W40 4 л, Castrol Magnatec 5W40 А3/В4 4 л. [10,13,14]. Результаты исследования стоимости моторных масел в магазинах города Белгорода представлены на рисунке 1.

Из диаграммы следует, что самым дорогостоящим маслом из выбранных является Motul 8100 X-cess 5W40 4 л, а самым доступным маслом Castrol Magnatec 5W40 А3/В4 4 л.

Castrol Magnatec 5W40 А3/В4 4 a ELF Evolution 900 SXR ZIC X9

MOBIL Super 3000 X1 SHELL Helix HX8 Synthetic LIQUI MOLY Optimal Synth Motul 8100 X-cess

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500

При выборе моторного масла для ДВС необходимо в первую очередь основываться на требованиях завода-изготовителя автомобиля, отмеченных в руководствах по эксплуатации автомобиля.

Выбор масла должен учитывать тип двигателя, технические характеристики двигателя и его режим работы [7].

В зависимости от региона эксплуатации автомобиля, температуры окружающей среды, влажности воздуха требуется выбирать масло соответствующей вязкости.

Моторные масла должны обладать противоизносными, моющими, диспергирующими, антиокислительными, антикоррозионными и энергосберегающими присадками, что способствует увеличению срока службы двигателя [15].

Выбор моторного масла должен основываться на тех маслах, у которых соблюдены требования к качеству масла, определяемые спецификой работы и конструкцией двигателя [3].

Установлен средний диапазон цен моторных масел для двигателей автомобилей в магазинах г. Белгорода.

С учетом всех перечисленных факторов, возможно, подобрать моторное масло для двигателя автомобиля максимально обеспечивающего его защиту, уменьшающего количество возникающих отказов, что позволит значительно продлить эксплуатационный срок двигателя.

1. Богатенко С. А. Методический подход к выбору моторных масел для городских автобусов в эксплуатации / С. А. Богатенко, А.А. Лучинович // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-2. С. 123-126;

2. Булаев С.А. Переработка и выбор моторных масел на примере немецкого предприятия / С. А. Булаев // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. №2 9. С. 206-208;

3. Долгова Л. А. Методика определения показателей качества моторного масла на основе теории подобия / Л.А. Долгова, В.В. Салмин // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2-2 (46). С. 139-143;

4. Как выбрать моторное масло для автомобиля [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://vybiraem-luchshee.ru/auto-gadjety/114-kak-vybrat-maslo-dlya-dvigatelya-avtomobilya.html;

5. Керученко Л. С. Анализ загрязненности отработанных моторных масел / Л. С. Керу-ченко, Е.И. Мальцева // В сборнике: Научное и техническое обеспечение АПК, состояние и перспективы развития 2016. С. 25-27;

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Классификация и обозначение моторных масел [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://avtonam.ru/fluids/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel/;

7. Клишин П.В. Повышение экологических показателей ДВС за счёт применения моторных масел с улучшенными характеристиками / П.В. Клишин П.В., А.П. Латышев, В.Н. Коноплёв, И.К. Юнисов // Автомобильная промышленность. 2017. № 12. С. 6-9;

8. Клыбик В.К. Сравнительная классификация и выбор моторных масел / В.К. Клыбик, М. И. Новиков, А. В. Новиков // В сборнике: Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве Материалы Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Редколлегия: П.П. Казакевич (гл. ред.), О О. Дударев. 2011. С. 133-138;

9. Малыхин В.Д. Комплексная оценка моющих свойств моторных масел / В.Д. Малы-хин, И.К. Юнисов, П.В. Клишин, А.П. Латышев // Нефтепереработка и нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. 2017. № 5. С. 33-37;

10. Масло 5W50: для каких двигателей подходит, расшифровка [Электронный ресурс]: -Режим доступа: https://proavtomaslo.ru/vyazkost/maslo-5w50;

11. Общие требования к моторным маслам [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.everestgroup.ru/spravochnye-materialy/48-obshchie-trebovaniya-k-motornym-maslam;

12. Остриков В.В. Теоретические предпосылки использования отработанных моторных масел при обкатке отремонтированных двигателей тракторов / В.В. Остриков, Д.И. Афанасьев, В.А. Снежко, А.В. Снежко // Наука в центральной России. 2017. № 4 (28). С. 19-29;

13. Сапьян Ю.Н. К выбору отечественных аналогов зарубежных моторных масел / Ю.Н. Сапьян, В. А. Колос, М.А. Воробьев // В сборнике: Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве Материалы Международной научно-технической конференции. В 3-х томах. Редколлегия: П.П. Казакевич (гл. ред.), О.О. Дударев. 2012. С. 258-264;

14. Сапьян Ю.Н. Практические аспекты выбора отечественных аналогов зарубежных моторных масел / Ю.Н Сапьян, В.А. Колос, М.А. Воробьев, М.И. Горшков // Техника и оборудование для села. 2012. № 2. С. 43-46;

15. Свечников В.Н. Повышение ресурса двигателей внутреннего сгорания с добавлением специализированных присадок в моторное масло / В.Н. Свечников // Наука и Мир. 2015. Т. 1. № 11 (27). С. 87-89;

16. Семенова С. А. Выбор оптимальных режимов озонирования отработанных моторных масел для улучшения их флотационных свойств / С.А. Семенова, Ю.Ф. Патраков, М.С. Клейн //Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2017. № 6 (124). С. 219-225;

17. Семыкина А. С. Анализ технической системы надёжности на примере масляного насоса [Электронный ресурс] / А.С. Семыкина, Н.А. Загородний, А.С. Федоров // Студенческий научный форум. — 2017. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru;

18. Семыкина А.С. Разработка алгоритма поиска неисправностей системы смазки дизельного двигателя автомобиля А.С. Семыкина, Н.А. Загородний, А.С. Федоров // Альтернативные транспортные технологии. — 2018. — Т. 5. № 1 (8). — С. 227-230;

19. Семыкина А.С. Совершенствование методики технического обслуживания системы смазки дизельного двигателя / А.С. Семыкина, Н.А. Загородний, А.С. Федоров // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. — 2017. — Т. 4. № 1 (7). — С. 232-237

20. Сугатов Н.Н. Выбор оптимального метода оценки качества работающего моторного масла по диэлектрическим показателям / Н.Н. Сугатов, А.А. Хазиев // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2013. Т. 1. С. 343-353.

Smirnov Konstantin Leonidovich, student (e-mail: kostik_smirnov_96@mail.ru) 89803298196 Semykina Alia Sergeevna, graduate student (e-mail: fantarock@mail. ru) 89511592016

Belgorod State Technological University. V.G. Shukhova, Belgorod, Russia Zagorodniy Nikolay Aleksandrovich, Cand. Tech. Sci., associate professor (e-mail: n.zagorodnij@yandex.ru) 89202014925

Belgorod State Technological University. V.G. Shukhova, Belgorod, Russia

THE RATIONALE FOR THE SELECTION OF ENGINE OIL FOR AN INTERNAL

COMBUSTION ENGINE CAR

Abstract: The classification of engine oils for internal combustion engines has been studied. Presents requirements for engine oils. The factors that determine the choice of engine oil are established. Studies of the cost of motor oils in the shops of the city of Belgorod.

Классификация и виды масла для тракторов ЮТО

Сельскохозяйственная техника работает в тяжелых условиях, в частности пик нагрузки приходится на теплое время года, поэтому основной характеристикой моторного масла является устойчивость к температурному режиму и не изменять свои свойства при высоких температурах. При в ыборе моторного масла следует обращать внимание на допуски, которые рекомендует производитель сельхозтехники и погодных условий в которых работает техника. Основными важными показателями моторного масла являются вязкость, температура застывания, температура воспламенения, наличие пакета присадок. Смешивать моторные масла разной вязкости и разных производителей не рекомендуется так как масла разные по своему составу, что сможет привести к нежелательным последствиям. Каждое масло имеет свой ресурс по наработке, но как правило в среднем замена моторного масла составляет 200 моточасов. Для тракторов ЮТО применяется моторное масло 15W40 с допуском CF-4.

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используются для механических коробок передач, основных передач ведущих мостов, бортовых редукторов. Главным критерием при выборе трансмиссионного масла является способность удерживаться на рабочих трущихся поверхностях и создавать защитную пленку для предотвращения износа деталей.

Тип масла и область его применения классифицируется по стандарту GL. Подбор трансмиссионного масла следует по техническим характеристикам и допускам рекомендованным заводом производителем техники.

Классификация масла по API стандарту:

• GL1 — минеральное масло без примесей и присадок

• GL2 — масло в котором присутствуют пакеты присадок для червячных передач

• GL3 — масло с пакетами присадок, которые придают противозадирные свойства, широко применяются в задних мостах и механических коробках передач, где применяются прямозубые и косозубые шестерни.

• GL4 — масло имеет присадки такие как масла стандарта GL3, а также имеет улучшенные износостойкие свойства для спирально конических передач

• GL5 — имеет самый большой пакет присадок и применяется в редукторах, где есть гипоидная передача.

Также при выборе трансмиссионного масла следует учитывать показатели температурного режима окружающей среды. Для КПП тракторов ЮТО применяются масла 80W90 стандарта GL4

Гидравлическое масло

Гидравлическое масло применяется в гидросистемах и служит не только для смазки и охлаждения трущихся поверхностей, но и для передачи гидравлической энергии. Гидравлическое масло должно соответствовать следующим свойствам:

• Высокая стабильность к окислению

• Пакетом присадок для пенообразования

• Способность не изменять свои свойства при высоких температурах

• Устойчивость к влаге

Гидравлическое масло следует использовать по назначению и применять той вязкости, что предусмотрено заводом изготовителем техники, где будет применяться гидравлическое масло. Для тракторов ЮТО можно использовать гидравлические масла UTTO 80, а также масла MHV 46. Для предотвращения своевременного загрязнения гидравлического масла следует подсоединять прицепные и навесные орудия в которых гидросистема заполнена чистым маслом, а также той же вязкости, что и в тракторе. Замена гидравлического масла производиться в соответствии с нормами технического обслуживания, а также своевременно следить за уровнем жидкости в гидробаке.

Подробнее о тракторах YTO (YTO 1054, ЮТО 1304, Yto / Юто 1404) можно узнать на нашем сайте по ссылке — https://yto-techno-metal2020.com/ru/traktori-yto/

Надежная техника по доступным ценам!

ТО по оригиналу и разговоры о вечном. Часть 1: моторное масло.

Приветствую читателей этого БЖ!
Пару дней назад я проводил своей машинке ТО, а именно замену масла и фильтров. Сегодня же я хочу обсудить такую вечную тему, как выбор моторного масла. Хочу высказать свое и увидеть ваши мнения по данному вопросу.
Для начала я покажу то, что использовал для ТО я, а затем объясню свой выбор.

Запчасти на фото: 13721726916. Фото в бортжурнале BMW 5 series (E34)

Как видите, все расходники оригинальные, BMW AG. Почему? Читаем дальше. =)

В этой части речь пойдет о масле. Очень часто на форумах, в БЖ здесь, на drive2, проскакивают темы типа «Какое масло лить?». В этих темах льются рекой советы самые разные от «бывалых». Так уж сложилось, что большинство людей у нас верят на слово, причем людям которых совсем не знают. И льют потом в свои моторы всякую чушь. Прикалывают советы вроде «жрет масло — лей минералку, она гуще!», «стучат компенсаторы — лей че пожиже!», «быстро ездишь — лей 10W60». Порою читая такие советы, меня накрывают самые разные чувства, от умиления до ужаса. Самое удивительно здесь то, что люди пытаются (и очень верят, что у них это получается) лечить МЕХАНИЧЕСКИЙ износ мотора левыми маслами.
Для многих будет открытие, что для каждого мотора есть регламент по техническим жидкостям, есть допуски на масло. Для каждого мотора заводом-изготовителем автомобиля предусмотрено свое конкретное масло которое и нужно использовать. Производитель, рекомендуя масла, учитывает их свойства, которые максимально подходят под требования мотора, позволяя ему работать долго и счастливо при любых условиях и режимах работы.
Где же брать такие рекомендации для BMW? У многих производителей есть специальная техническая документация, так называемый TIS (Technical Information System). BWM AG не исключения и для наших машин также доступна данная информация. Эта информация доступна на русском языке как в виде программного обеспечения так и онлайн, например по адресу tis.bmwcats.com/

Фото в бортжурнале BMW 5 series (E34)

В TIS есть очень много интересной информации, касающийся моторов BMW, их ТТХ, рекомендации и инструкции по обслуживанию и ремонту и многое другое. В данном же случае нас больше всего интересует раздел «Рабочие жидкости», раздел «Двигатель». Выбрав свой мотор, вы можете найти исчерпывающую информацию по моторным маслам и допускам для него. Разберем эту тему на примере популярного мотора M50. Чтобы посмотреть, какие масла можно и нужно заливать в M50, идем СЮДА. В разделе TIS, посвященному маслам, двигателя M10, M20, M21, M30, M40, M42, M43, M44, M50, M52, M60, M62, M70, M73, S14, S38, S50, S50U, S52, S70 и некоторые другие объединены в одну группу — «Прочие». Информация для «прочих» в самом низу страницы. Смотрим в таблицу и видим, что в M50 можно лить масла, удовлетворяющие допускам LL-04, LL-01, LL-98, специальные масла и масла спецификации ACEA. Под каждым допуском есть ссылка (приложение) на указание масел по оригиналу и довольно большие списки аттестованных масел сторонних производителей. Что же такое допуск масла? Очень доступно об этом написано на сайте avtomaslo.info, а именно ЗДЕСЬ. Рекомендую почитать. На этом сайте вообще много полезной информации по маслам, но речь не об этом, вернемся к нашим баранам. Видя такое многообразие допусков разбегаются глаза. Но если пораскинуть мозгами, то все довольно просто, надо просто полистать TIS. Ознакомившись хотя бы с ЭТИМ документом и подумав, можно придти к выводу, что в M50 разумнее всего лить масла, удовлетворяющие допуску LL-98 или 10W40 (допуск «специальные масла»). Я лично выбрал LL-98. Почему? Во-первых, LL-98 не содержит лишних присадок, содержащихся в маслах LL-01 и LL-04, которые необходимы для более современных моторов, нежели M50/52. А во-вторых, исходя из первого, LL-98 значительно дешевле тех же LL-01 и LL-04.

Теперь поговорим об оригинале и неоригинале. Как я уже говорил, для каждого допуска масла есть определенный список масел от сторонних производителей, которые можно заливать в свои моторы без зазрения совести. Например, список производителей и моделей масел по допуску LL-98 — ЗДЕСЬ. Тут мы видим туеву хучу известных и неизвестных нам масел, кто-то возможно найдет тут то, которе заливает в свою машину, а кто-то — нет. Но почему же я выбрал оригинал? На это несколько причин. Первая состоит в том, что производители масел могут изменить список присадок в масло, но не уведомить об этом автопроизводтелей. И получается, что масло, имея другой пакет присадок, осталось с тем же названием, но уже не подходит под конкретный мотор. Такие случаи довольно редки, но бывали. Вторая же причина — частое подделывание масел. Нет веры этим всем Castrol, Mobil, Shell и так далее, продающимся у нас. Если изначально эти все масла разливались на одном заводе, то сейчас все известные бренды имеют заводы по всему миру, в частности тот же Castrol разливается и в Украине, и в Польше и еще в нескольких странах. Но почему-то весь НЕнемецкий Castrol хромает по качеству, чему есть многочисленные подтверждения. Покупая же оригиальное масло у дилера, можно быть уверенным, что это самое настоящее оригинальное масло, которое разработано специально под конкретный мотор.

Подытожив вышенаписанное хочу дать пару советов для владельцев BMW без серьезных доработок мотора, которые требующую совсем другого обслуживания.
1. Не лейте, веря на слово, в свой мотор масло, посоветованное Васей с форума. Для определения нужного масла есть TIS.
2. Не пытайтесь лечить мотор другими маслами. Более вязкое/жидкое/крутое/дешевое/в_красивой_банке масло — это не панацея, а оттягивание кота за я*ца. Этим вы обманываете себя, попутно увеличивая износ двигателя и сумму на ремонт, которого все равно не избежать.
3. Не лейте в гражданский мотор масло, предназначенное для спортивных, высоконагруженных моторов. Часто на форумах, в магазинах и рынках советую лить 10W60. Лейте Бога ради, этим вы только добъетесь уменьшения мощности и ускорения процесса износа мотора.
4. Не ведитесь на рекламу масел со всякими чудо присадками (керамика, молибден и т.д). Тут даже коментировать не буду.
5. Не забывайте об интервалах замены масел. Даже самое дорогое масло при превышении рекомендованного пробега на нем приходит в негодность и вредит мотору. Чем чаще замена — тем лучше мотору.

Ну и последок хочу еще рассказать о выборе масла для своей машины и о своих впечатлениях. Купив свой M52 мне было не известно, в каком он состоянии. Был известен только пробег со слов продавца и год. Ну а кто у нас правду говорит? По словам, это был мотор начала 98-го года с пробегом около 170 тыс. Вроде бы не плохо, но как говорится, доверяй, но проверяй. Т.е. перед тем как заливать туда хорошее масло и вообще знать что мне делать с мотором, ставить и ездить или сразу на ремонт, было решено залить простого масла для проверки. Не долго выбирая, я, невзирая на допуски, залил самое просто масло — полусинтетическое Mannol 10W40. На нем мотор первый раз завел и на нем же, не крутя мотор в отсечку, отъездил 5 тыс. За эти 5 тыс я не долил на грамма, мотор не беспокоил. Но ездить на говеном Mannol’e я был на намерен и решил поменять масло. С самого начала планировал заливать Agip Extra HTS 5W40 (LL-98), благо есть выход на минского дилера VW, где они льют Agip в гарантийные машины, т.е. это будет 100% оригинальный Agip, не подделка. Его заливают многие мои товарищи по BMW, проблем никогда не возникало. Масло это не дешевое, но качество стоит дорого. Так вот, выбирая недавно себе масло, я узнал, что торговой марки Agip больше не будет, теперь масло будет называться по имени завода извготовителя и держателя этой марки — Eni. Т.е. по сути это просто ребрендинг с обновленной линейкой масел. Теперь то, что раньше было Agip Extra HTS, называется Eni i-Sint 5W40. Но кроме изменения названия изменилась и цена, которая стала выше на 15%. Сравнив цену этого Eni с оригинальным BMW Super Power Oil 5W40, я был удивлен: разница в моей закупочной цене за литр всего 1$. Сомнения отпали, заказываю оригинал. =) К слову, я специально не называю конкретных цен.
Залив это масло, уже с первой поездки стало понятно, что такое оригинальное масло. Я просто не предполагал, что масло может настолько изменить характер мотора! Тихая, спокойная работа, холодный запуск очень легкий, без посторонних звуков сразу после заводки, мотор крутится ощутимо быстрее и такое ощущение, что ему это теперь нравится! Оно по запаху даже совершенно отличается от аналогов. В общем маслом я доволен как слон, в его оригинальности я не сомневаюсь. Судя по данным на упаковке, масло свежее, разлито в феврале этого года и сделано в Германии, а не абы где.

Запчасти на фото: 81229407547. Фото в бортжурнале BMW 5 series (E34)Фото в бортжурнале BMW 5 series (E34)

По маслу у меня теперь сомнений нет, мотор на нем работает совсем по-другому и я уверен, что он меня не подведет в самый неподходящий момент. А вы делайте выводы из всего прочитанного выше и делитесь своими впечатлениями. Все вышенаписаное — сугубо мое личное мнение, которое построено на личном опыте и знаниях, опыте дружественных СТО, а также на информации из открытых источников. Я не претендую на абсолютную правоту, свое мысли никому не навязываю и с интересом выслушаю ваши! Интересно что вы льете в свои моторы и как они себя при этом чувствуют. В общем коменты приветсвуются! Вы пишите, а я сажусь за вторую часть, которая будет посвящена фильтрам пониженного сопротивления, от которого я, как от временной меры, наконец избавился.
Всем мир! =)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *