Что и почему ломается в подвеске и как продлить ей жизнь
При всем разнообразии современных автомобилей, у них есть много общего. Например, конструкции подвесок: на самом деле их не так много. Одной из самых популярных остается традиционный Мак-Ферсон, реже встречаются многорычажные, еще реже — пневматические. Ресурс подвески сильно зависит от качества дорог по которым приходится ездить. В России оно традиционно невысокое, дополненное суровым климатом с морозами и реагентами. Неисправности подвески обычно легко диагностируются, причем если проводить проверку при каждом ТО (как и положено по картам регламентного обслуживания), неприятных сюрпризов на дороге можно избежать.
При ремонте подвески не стоит экономить на качестве новых деталей. Ведь зачастую работы по замене элементов стоят дороже самих запчастей. Приобретая деталь сомнительного качества, вы экономите только «в моменте»: очень скоро вам придется еще раз ехать на сервис, чтобы снова ее менять и опять платить за это деньги. Так что лучше сразу устанавливать оригинал или качественный аналог: в конечном итоге именно так вам удастся сэкономить.
Почему ломается подвеска автомобиля и сколько должны служить детали? Однозначно ответить на эти вопросы сложно: все зависит от производителя, его поставщиков, конструкции машины и, конечно, отношения водителя. Расскажем о главных элементах в подвесках легковых автомобилей, их роли в работе ходовой части и симптомах, по которым можно определить неисправность. Но не забывайте: далеко не все проблемы легко обнаружить «на слух». Например, порванный пыльник шаровой опоры не выдает себя ровным счетом никак — такой дефект можно обнаружить только на подъемнике.
Стабилизаторы поперечной устойчивости
Как понятно из названия, эти детали подвески созданы для того, чтобы стабилизировать автомобиль, обеспечивать его хорошую устойчивость при прохождении поворотов. Конструктивно это, грубо говоря, П-образная штанга, которая крепится к кузову машины с помощью тяг («косточек»). Эти тяги являются, пожалуй, самым быстроизнашиваемым элементом в подвеске: в зависимости от стиля езды и качества дорог, их ресурс может составлять 30 000 – 50 000 км. Благо, стоят они обычно недорого и ремонт много времени не занимает.
Многие уверены, что в отличие от пружин, амортизаторов и шаровых опор, стабилизаторы поперечной устойчивости далеко не самый важный элемент. На самом деле это, конечно, не так: ведь речь идет не только о комфорте движения, но и о безопасности. Потеря устойчивости в повороте может привести к опрокидыванию автомобиля.
- Потеря стабильности при быстром прохождении поворотов — «рыскание» машины.
- Частое срабатывание противозаносной системы без видимого повода.
Амортизаторы
Эти элементы созданы для гашения колебаний от неровной дороги. В простейшей конструкции жидкость внутри амортизатора при его работе проходит через систему отверстий, в результате часть энергии колебаний рассеивается в виде тепла.
Чаще всего в амортизаторах изнашиваются уплотнительные кольца поршня и клапаны. Другой популярный сценарий — выкипание жидкости. Оно может произойти при длительной езде в жару по неровной дороге: масло вспенивается, начинает проникать через уплотнения, эффективность амортизации при этом сильно снижается. Визуально «вскипевший» амортизатор можно узнать по слою грязи, налипшей на испачканный маслом корпус.
- Автомобиль после прохождения неровности еще некоторое время раскачивается.
- Увеличиваются крены в поворотах.
- Слышны стуки при езде по неровной дороге.
Сайлент-блоки
Сайлент-блок — простой (несмотря на загадочное название) элемент. Фактически это две металлические втулки (внутренняя и внешняя), между которым находится резиновая вставка. Такие блоки очень широко используются в подвесках любых типов: именно с их помощью крепятся рычаги, стабилизаторы, реактивные тяги. Другое название сайлент-блоков — резинометаллические шарниры.
Качественные сайлент-блоки изнашиваются, в среднем, за 40 000 – 60 000 тыс. км пробега. Сам шарнир обычно стоит недорого, но в последнее время автопроизводители все чаще решают интегрировать их в рычаги подвески. В таких случаях при выходе из строя одного сайлент-блока приходится менять весь рычаг. Гаражные умельцы предлагают удалить блок и запрессовать новый, но смысла в этом нет: довольно скоро замены попросят соседние шарниры.
- Слышны стуки при езде по неровной дороге.
- Машина хуже слушается руля.
- Заметны отклонения от траектории при движении прямо.
Шарниры
Помимо резинометаллических шарниров, есть еще и просто металлические. Это те самые шаровые опоры или рулевые наконечники, с заменой которых вам, возможно, приходилось сталкиваться. Конструктивно шарнир — это шаровый палец, запрессованный в корпус. Он может вращаться в разных плоскостях на небольшие углы, при этом место соединения пальца и корпуса прикрыто кожухом, защищающим от грязи.
Ресурс шарнира достаточно большой – он зависит, главным образом, от состояния дорог и стиля вождения. Оказывает влияние и состояние других элементов подвески: например, пружин и амортизаторов. Ведь при их износе перемещения пальца становятся больше – значит, и изнашивается он сильнее.
Впрочем, шарнир может выйти из строя и гораздо быстрее обычного. Треснувший или порвавшийся пыльник уже не обеспечивает защиту от грязи, поэтому в пару трения попадает губительный абразив. Нормальный практикой стал обязательный осмотр целостности пыльника при ремонте: специалисты ГК «Фаворит Моторс» делают это каждый раз, когда проводят обслуживание подвески авто.
- Слышны стуки на неровностях.
- Слышен скрип при повороте руля.
- Поведение машины на прямой нестабильно.
Пружины
Пружины подвески — это те детали, которые отвечают за комфорт на плохой дороге. Они принимают на себя основную нагрузку при контакте колес с ухабами. Соответственно, чем больше циклов сжатия-растяжения выполняют пружины, тем сильнее они теряют упругость и хуже демпфируют неровности. Казалось бы, не такая уж критичная неисправность, но слабые пружины создают дополнительную нагрузку на амортизаторы, сайлент-блоки и остальные элементы подвески. Очень редко, но встречаются поломки пружин — чаще всего от перегруза.
- Дорожный просвет при загрузке заметно уменьшается.
- Появляются частые «пробои» при переезде неровностей.
- В поворотах появляются сильные крены.
Другие элементы подвески
Мы рассмотрели поломки основных деталей и узлов подвески, но есть и множество других. Например, опоры амортизаторов — они не реже самих амортизаторов выходят из строя, причем проявляется это все теми же стуками. Самостоятельно понять, что нуждается в замене, не так просто, поэтому при появлении посторонних звуков, скрипов и ненормального поведения автомобиля рекомендуем обратиться в ближайший дилерский центр ГК «Фаворит Моторс» для проведения полноценной диагностики.
Как продлить жизнь подвеске?
Это может прозвучать банально, но главное правило — помнить о регулярной диагностике ходовой части и не откладывать ремонт «на потом». Настоятельно советуем записываться на диагностику перед длительными поездками, чтобы в долгой дороге не остаться с забитой подвеской на обочине. Важно не оставлять без осмотра машину, попавшую в глубокую яму — настолько страшную, что есть сомнения. В этом случае узлы подвески надо проверять в сервисе и опять же не откладывать это «на потом».
Как ни странно, подвеска часто страдает от современных технологий. Машины становятся тише и водители меньше слышат о том, что творится под колесами. Глубокие ямы остаются незамеченными, как и проблемы, которые копятся под днищем.
Любопытно, что сильнее всего подвеска изнашивается у внедорожников. Даже в том случае, если машина «городская». Приобретая «джип», некоторые водители уповают на его стойкость к любым ударам дороги. Внедорожники действительно имеют большие возможности за пределами асфальта, однако подвеска требует такого же бережного отношения, как и «обычный» автомобиль.
Впрочем, иногда неровности возникают внезапно, и нет возможности их предугадать. В таких случаях многие водители активно тормозят «до последнего», в надежде максимально сбросить скорость. Под действием сил инерции передние пружины подвески сжимаются и едва могут погасить энергию удара, который бьет по уже сжатой пружине. Чтобы этого избежать, возьмите за правило отпускать педаль тормоза непосредственно перед контактом колес с неровностями.
Остается порекомендовать соблюдать правила эксплуатации автомобиля: не перегружать его выше нормы, контролировать давление в колесах согласно прописанным в руководстве по эксплуатации, использовать диски и шины предусмотренного производителем размера. У аккуратных водителей детали подвески могут прослужить в 1,5-2 раза дольше, сэкономив им деньги.
Ремонт подвески: когда и что нужно заменить
Подвеска автомобиля — это часть ходовой системы, которая обеспечивает машине лучшую управляемость, защиту от завалов в поворотах, сглаживает прохождение ям, кочек.
Если говорить об автомобилях Вольво, данная система считается очень надежной и без проблем выполняет свои функции на протяжении 100-120 тыс.км. В большинстве моделей шведского бренда представлены подвески в следующем исполнении:
- Спереди — МакФерсон, сзади — многорычажная система.
- Спереди — поперечные рычаги, сзади — композитные рессоры.
- Варианты с пневмоподвеской как сзади, так и спереди на новых моделях.
Однако, так как детали подвески постоянно взаимодействуют с внешней средой, они подвергаются естественному износу от реагентов, пыли, песка, грязи, подающей на подвеску в ходе движения. Поэтому выполнять первый ремонт подвески необходимо на пробеге 100-150 тыс.км., чтобы избежать более серьезных поломок системы. О том, что входит в ремонт подвески автомобилей Вольво, расскажем далее.
Функции и принцип действия узлов подвески
Подвесная система состоит из многих элементов, которые можно разделить на следующие группы:
- Упругие — пружины, торсионы. Эти детали подвески сглаживают удары от езды по неровным поверхностям, смягчают динамическую нагрузку.
- Демпфирующие — амортизаторы. Предназначены для гашения ударов, предотвращая передачу энергии толчков от колес кузову.
- Направляющие — рычаги, поперечные тяги. С помощью этих деталей достигается правильно расположение колес относительно кузова.
- Стабилизирующие — стабилизаторы поперечной устойчивости. Обеспечивают устойчивость автомобиля при поворотах, предотвращают заваливание кузова.
- Элементы крепления — шпильки (болты), резиновые проставки. Нужны для соединения элементов подвески с кузовом, а также для гашения энергии при передаче от одной системы к другой.
- Опорные — шаровые опоры или подшипники. Связывают подвеску со ступицей колеса.
- Сайлентблоки — это резинометаллические шарниры, которые уменьшают вибрацию и силу толчков от колес к кузову. От сайлентблоков зависит правильность углов установки колес к рычагу, что влияет на управляемость и износ покрышек.
Как понять что нужен ремонт подвески
Детали подвески со временем изнашиваются, среди наиболее частых признаков неисправности элементов подвески можно выделить следующие:
- нехарактерные звуки — скрежет, стуки, свисты;
- плохая управляемость, в т.ч. отклонения при прямолинейном движении;
- неравномерное стирание поверхности покрышек;
- вибрации при движении;
- неустойчивость, колебания автомобиля на поворотах и при торможении.
Что нужно менять в подвеске Вольво
В моделях Вольво элементы ходовой части служат достаточно долго, однако любая деталь имеет свой ресурс, по истечении которого ее необходимо менять.
Давайте разберем, что входит в ремонт передней подвески автомобиля на моделях Volvo, если пробег автомобиля 120-150 тыс.км:
- Амортизаторы;
- Сайлентблоки рычагов;
- Стойки стабилизатора;
- Ступицы колес;
- Рычаги.
При ремонте задней подвески на таком же временном промежутке следует обратить внимание на следующие детали:
- Стойки стабилизатора
- Передние сайлентблоки заднего рычага;
- Ступицы колес;
- Поперечные рычаги.
При замене этих элементов следует также произвести ревизию болтов и пыльников, которые также теряют свои свойства при постоянном контакте с химическими реагентами зимой и грязью, песком летом.
Пружины на рычагах задней подвески на Вольво имеют больший ресурс и их можно менять ближе к 200 тыс. км. Тоже самое можно сказать и о втулках стабилизатора, рулевых наконечниках и тягах: если их состояние удовлетворительное, то о замене можно задуматься, когда автомобиль пройдет более 150 тыс. км. Также на таком пробеге дадут о себе знать рейка, опоры двигателя, приводные валы, ступицы передних колес.
Особенностью новых моделей, например XC90, XC60, V90, являются 2 варианта типа передней подвески: амортизационная и пневматическая. На задней подвеске устанавливаются либо пневматические подушки, либо композитные рессоры. В современных моделях Volvo на SPA-платформе, рычаги передней подвески отличаются от своих предшественников: вместо МакФерсона на них установлена многорычажная система.
Важно! В такой системе рычаги представлены в качестве треугольника из легкого сплава с двумя сайлентблоками и интегрированной шаровой опорой. Слабой деталью этой конструкции является шаровая, которая имеет ресурс в среднем 100 тыс.км. При выходе из строя опоры заменять нужно рычаг целиком.
Общие правила при ремонте подвески
Ремонт передней и задней подвески на Вольво включает в себя одновременную замену сразу нескольких важных деталей, поэтому процесс не быстрый и достаточно трудозатратный. Сколько времени занимает замена подвески, зависит от пробега и состояния деталей. В любом случае для выполнения работ понадобится подъемник.
Для замены отслуживших деталей на новые необходимо подбирать качественные запчасти. Если вы не хотите тратиться на оригинальные, выбирайте хорошие аналоги, так как дешевые запчасти решат проблему на короткий срок, а также могут послужить причиной более серьезных поломок вашего шведа.
Чтобы быть уверенным в надежности новых деталей и эффективности проведенного ремонта, обращайтесь в сертифицированные сервисные центры, такие как RUSVOLVO. В нашем центре обслуживание и ремонт подвески, в том числе замена колесных ступиц, амортизаторов и пружин, сайлентблоков и шаровых опор производится опытными мастерами, которые быстро и качественно выполняют свою работу и предоставляют гарантию на запчасти и ремонт.
Как часто ремонтировать подвеску: обязательные и необязательные замены
Задумывались ли вы как часто необходимо проводить техническое обслуживание подвески? Стоит ли заезжать на СТО, если машина не вызывает нареканий? Как получить дельные рекомендации от мастеров? Какие запчасти реально нуждаются в замене, а с какими можно повременить, продолжив эксплуатацию?
В этом материале, мы постараемся дать рекомендации по обслуживанию автомобиля. Надеемся, наши советы будут полезны и помогут разобраться, а также оптимизируют ваши расходы.
Когда проводить диагностику ходовой части
Если вы ездите на автомобиле постоянно и не испытываете особых неудобств, все же, старайтесь заезжать на подъемник, для проверки подвески хотя бы 2 раза в год. На ее состоянии сильно отражаются условия эксплуатации. Если вы уверены в высокой надежности машины, ездите по исключительно ровным дорогам, без дополнительных нагрузок на ходовую часть, то делать это можно и реже.
Однако, в том случае, когда вы попали в яму, не очень удачно наехали на бордюр и автомобиль начало вести, сделать это желательно. Диагностика подвески позволит выявить проблему, если она есть. Если явных проблем нет, но машину все же ведет, стоит отрегулировать развал-схождение.
А если проблемы с подвеской все-таки есть. Как оценить насколько они критичны?
Как вести себя на СТО
Предположим вы попали в ремонтную мастерскую из-за того, что управляемость автомобиля ухудшилась и есть причины для беспокойства, например:
Проблемы с амортизатором. При утечке масла замена компонента необходима. Мало того, что комфортность передвижения будет сильно снижаться, если этого не сделать, увеличится тормозной путь и ухудшится управляемость. Обнаружить проблемы с амортизатором несложно самому, как и произвести его замену. В сети есть масса видео на эту тему. Купить амортизатор, также не составит особого труда. Для этого достаточно на сайте по продаже запчастей, найти тот компонент, который подойдет для вашего автомобиля. Выбор велик, ищите то, что устроит вас по качеству и цене.
Проблемы с сайлентблоками. Элемент с заменой которого могут торопить, пользуясь неосведомленностью клиента. Стоит понимать специфику самой запчасти, для того, чтобы не быть обманутым.
К примеру, мастер двигает сайлентблок при вас прилагая усилия и запчасть поддается смещаясь. Учитывая, что компонент состоит из резины и металла, нужно понимать, что для сайлентблока это нормально. Он может двигаться за счет эластичности резины, а после возвращаться в исходное положение. Значительно хуже если резина затвердевает, становится хрупкой, крошится и разрушается.
Основное, что нужно помнить: на сайлентблоке могут быть трещины, но не должно быть разрывов.
Проблемы с рулевыми наконечниками и тягами. Данные элементы созданы на базе шарового шарнира у которого со временем образуется люфт. Здесь замену откладывать не стоит, так как он напрямую влияет на управляемость автомобиля. Это же относится и к шаровым опорам. После, желательно отрегулировать углы развала-схождения. Делать развал без устранения проблем в ходовке бессмысленно.
Проблемы со стабилизатором. Основная задача компонента — уменьшение боковых кренов. Резиновые втулки, благодаря которым стабилизатор крепится к кузову разрушаются от постоянных нагрузок. Если мастер может легко сдвинуть ее — замена нужна.
Запчасти на Renault master
MASTER I van (T) (08.80 — 07.97)
Ремонт подвески
Подвеска автомобиля конструктивно входя в шасси, предназначена для регулирования различных физических сил, воздействующих на авто во время движения. А состояние наших отечественных дорог делает подвеску автомобиля, наиболее подверженной к приобретению различного рода поломок и неисправностей.
С учётом того, что подвеска авто – важное звено автомобиля, как связующее его с дорогой, так и движущее его, систематическая профилактика и ремонт подвески автомобиля – святая обязанность водителя.
Конечно же, это риторический вопрос. Ведь все, даже новички, вчера севшие за руль, прекрасно понимают, что ремонт автомобиля начинается с диагностики. Не исключением является и ремонт подвески автомобиля.
Диагностика передней и задней подвески, в принципе, ничем не отличается. Кроме того, что в передней подвеске автомобиля сконцентрированы детали и узлы, которые прямым образом связаны с управлением авто. Это означает, что диагностика и ремонт передней подвески будет занимать большую часть вашего времени, чем ремонт задней подвески.
Виды диагностики подвески:
Компьютерная – применяется лишь для авто с электронными системами управления. То есть данный вид диагностики совершенно неприменим для старых моделей.
Вибростенд – имитирует для подвески условия, приближённые к «боевым», т.е. отечественно-дорожным. Специалисты всё чаще приходят к мнению, что диагностика на вибростенде даёт общее представление о параметрах состояния подвески, которые не имеют практической ценности. Вибростенд всегда покажет неисправность, т.к. его показатели сравнивают с заводскими параметрами.
Ручная диагностика – это проверенно-народный способ, когда мы своими глазами видим и руками чувствуем: износ или люфт деталей подвески. Конечно же, производителями иномарок, такой вид диагностики и ремонта подвески не приветствуется. Но, специалисты, которых осталось не так уж и много, по разным стукам и «грюкам» лучше вибростенда определяют, где и какой ремонт подвески необходим. Вот и мы пользуемся старым, проверенным годами способом диагностики и ремонта подвески.
РЕМОНТ ПЕРЕДНЕЙ И ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИ
Традиционно ремонт передней подвески автомобиля происходит чаще. Это связано с наибольшей нагрузкой на элементы передней подвески во время движения, торможения. Плюс в передней подвеске находятся основные узлы управления автомобилем.
Важно! При определении неисправностей, производя ремонт передней или задней подвески, нужно уяснить для себя, что в 90% случаев, неисправные детали подвески следует заменять новыми. За исключением применения ремкомплектов в тех местах, где они предназначены или рекомендуются производителем.
Характерные неисправности передней подвески
Неисправные амортизаторы – проверка состояния работоспособности амортизатора, пружин, опорных чашек, позволяет вам сделать вывод о замене амортизатора или его ремонте. Сегодняшнее положение дел всё чаще наталкивает нас на мысль, что замена амортизатора является более выгодной альтернативой ремонту. Помните, что амортизаторы нужно менять в паре на одной оси, аналогично замене тормозных дисков и колодок.
Шаровые опоры, наконечники, ШРУСы – диагностика этих узлов проводится при помощи монтировки и чутких пальцев – люфт определяется легко, в подвешенном состоянии автомобиля. Самым верным решением, при обнаружении люфта, является замена той или иной детали на новую. Особенно важно не пропустить треск ШРУСа или «шаровой». Вы же видели автомобили, стоящие посреди проезжей части с вывернутым колесом. Бешеные нагрузки на переднюю подвеску, не дают вам права ошибиться или экономить средства. Это ваша безопасность.
Рычаги подвески – реже всего выходят из строя, естественно, если вы не участвуете в ежедневных авторалли по бордюрам родного города. При обнаружении деформации рычагов подвески они должны меняться. Ни в коем случае не двигайтесь с «рихтованными» рычагами. Это приводит к нарушению развал схождения колес, со всеми вытекающими последствиями трудностей в управлении и «пожирания» резины. Замена рычагов подвески – операция парная.
Резинотехнические и резинометаллические детали подвески при наличии деформаций и повреждений меняются на новые. Более того, при видимом дефекте, например, резинового защитного колпака (чехла, пыльника), именно с диагностики этой детали начинайте ремонт передней подвески.
КОГДА НУЖЕН РЕМОНТ ПОДВЕСКИ
По сути, признаки того, что пора провести диагностику, и скорее всего ремонт подвески, вы услышите сразу. Признаки одинаковы как для передней, так и для задней подвески. Ремонт задней подвески принципиально не отличается от ремонта передней.
Скрип, стук в подвеске: износ резиновых втулок штанг, амортизаторов – требуется замена;
Осадка кузова авто: неисправен амортизатор либо пружина;
Перегрузка оси автомобиля – характерно для задней подвески;
Уход авто от прямолинейного движения: развал схождение передних колес, в задней подвеске смещение заднего моста из-за деформации штанг;
Естественно, все неисправности и их признаки, просто нереально перечислить. Но общее представление о том, на что стоит обращать свое внимание, проводя ремонт подвески автомобиля, нужно иметь.
Необходимо крайне внимательно отнестись к своевременному ремонту подвески, потому что эксплуатация автомобиля с неисправностью приведет к преждевременному износу прилегающих деталей и узлов.
Наиболее распространенные проблемы, связанные с подвеской:
- изменение геометрии рычагов
- уменьшений толщины резиновых деталей
- сбой развала-схождения
- разрушение шаровых опор, рычагов, шрусов, сайлентблоков
- отказ работоспособности амортизаторов или пружин
Обратившись к нам, наши сотрудники проведут полную диагностику подвески, восстановят основным узлам первоначальные качества, отремонтируют либо заменят проблемные детали и затем отрегулируют развал-схождения колес.
Современное оборудование нашего сервиса позволяет максимально точно определить состояние подвески. Своевременный ремонт подвески — это не только уверенность в автомобиле и безопасность, но и экономия.