Проблемы с аккумулятором
Как и любой товар, аккумуляторная батарея имеет свой срок службы. С течением времени, в процессе износа, она утрачивает часть своих основных эксплуатационных характеристик.
Иногда возникают такие моменты, когда автомобильный аккумулятор разрядился, попросту сел. Гаснут все электроприборы, и любые попытки запустить двигатель становятся тщетными. В такой ситуации, когда сел аккумулятор возникает логичный вопрос, а вообще как же завести машину? Можно попробовать завести автомобиль с буксира, либо с толчка. Метод достаточно прост – вас на автомобиле, либо толкают сочувствующие автомобилисты, либо тянут на буксировочном тросе для того чтобы с разгона можно было запустить двигатель. Однако данные методы не подходят автомобилям с автоматической коробкой передач.
Прикуриваем авто
Для любых автомобилей подойдёт метод «прикуривания». Для этого необходимо перекинуть провода от рабочего аккумулятора к нерабочему, чтобы используя энергию рабочего автомобиля завести свой не рабочий. Но, обязательно стоит помнить при «прикуривании» не допускается параллельное включение аккумуляторов. Разряженную батарею необходимо отключить.
Что делать, если аккумулятор подозрительно быстро разряжается? Для начала необходимо найти утечку энергии. Возможно, Вы просто забыли выключить габаритные огни или свет в салоне. Если это действительно так, то ничего страшного в этом нет – аккумулятор восстановит свой потенциал во время следующей поездки, но если он разряжается снова, то проблема скорее состоит в самом аккумуляторе, а точнее в сульфатации пластин аккумулятора.
Сульфатация – это покрытие пластин аккумулятора крупнокристаллическим сернокислым свинцом, похожим на белый налет. К сожалению, устранить можно только небольшую сульфатацию аккумулятора. Если этот процесс «запущен», то аккумулятор придется менять.
Тем не менее, если мы имеем дело с убитым или почти убитым аккумулятором, а задача стоит во чтобы то не стало раскачать аккумулятор подручными средствами, то, прежде всего, стоит определить, какой «диагноз» у автомобильной батареи.
Основных причин выхода из строя аккумулятора может быть несколько:
- Засульфатированность пластин — ёмкость аккумулятора падает почти до нуля.
- Разрушение пластин — при зарядке электролит становится черным.
- Замыкание пластин — электролит в одной из секций аккумулятора выкипает, секция греется.
- Перемёрзший аккумулятор — распухшие бока, электролит при заряде сразу вскипает (многочисленные замыкания пластин) — тут уже ничем не помочь.
При замыкании пластин ни в коем случае не пытайтесь его заряжать! Необходимо сделать промывку аккумулятора дистиллированной водой. Не бойтесь переворачивать и трясти аккумулятор, хуже не сделаете. Промывайте его до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка. При промывке чаще всего замыкание пластин устраняется.
После промывки и извлечения всякого мусора из недр аккумулятора приступаем к устранению сульфатации пластин. Специалисты рекомендуют проделать с аккумулятором следующую процедуру:
Чтобы устранить небольшую сульфатацию пластин аккумулятор полностью заряжают и доводят плотность электролита до 1,285 г/см3, доливая электролит чуть повышенной плотности, равной 1,4г/см3. Одновременно, не давайте электролиту кипеть или нагреться! Если необходимо, уменьшите зарядный ток, пузырьки газа и перегрев разрушают аккумулятор! Заряжайте, пока напряжение на клеммах аккумулятора не достигнет 2.3 — 2.4В на каждую секцию, т.е. для 12-вольтового аккумулятора — 13.8-14.4 В.
Далее, уменьшаем зарядный ток вдвое и продолжаем зарядку. Зарядку аккумулятора прекращаем, если в течении 2 часов плотность электролита и напряжение на клеммах остаются неизменными. Потом, доводим плотность до номинальной доливкой электролита повышенной плотности (1.4) или дистиллированной воды.
После этого, разряжаем аккумулятор через лампочку током примерно в 0.5А до падения напряжения на клеммах до 1.7В на элемент. Для 12-вольтового аккумулятора эта величина составит 10.2В, для 6-вольтового 5.1 соответственно. Если ёмкость нашего аккумулятора ниже номинальной (4 ампер-часа), то необходимо повторить цикл заряда с начала до тех пор, пока ёмкость аккумулятора не приблизится к номинальной, закрываем отверстия аккумулятора и все! Теперь мы имеем на руках полностью рабочий аккумулятор.
Не забывайте, что при подключении и отключении аккумуляторной батареи, есть определенный алгоритм действий: вначале отсоединяется минус, а затем плюс, а подключается плюс, а затем минус. Такая последовательность действий связана с тем, что прикручивая в обратном порядке, Вы можете случайно задеть корпус автомобиля ключом и произойдет короткое замыкание.
Еще одной возможной причиной разряда автомобильного аккумулятора является неправильно подключенная сигнализация. В этом случае необходимо обратится в автосервис.
Сульфатация аккумулятора
Если бы нас попросили назвать главную причину поломок аккумулятора, мы бы в первую очередь рассказали про сульфатацию, которая неизбежно происходит в каждом АКБ. Из-за нее аккумулятор не только не запустит двигатель, но и не сможет проработать дольше двух часов с включенными фарами.
Но есть и приятные новости: этот процесс можно существенно замедлить, если эксплуатировать АКБ правильно. Поэтому сегодня мы обсудим, что такое сульфатация и как ее избежать, чтобы аккумулятор работал, как можно дольше.
Что такое сульфатация пластин?
Для начала необходимо вспомнить о физико-химическом процессе, происходящем в аккумуляторе. При разряде активная масса с пластин преобразуется в сульфат свинца, который оседает на поверхности решеток и выглядит, как тонкая пленка из кристаллов.При заряде происходит обратная реакция, благодаря которой сульфат растворяется.
Но если аккумулятор регулярно подвергается глубокому разряду, пластины сильно “обрастают” налетом и перестают выполнять свою функцию. Из-за этого АКБ теряет свою емкость без возможности восстановления.
Таким образом, сульфатация — это процесс, в результате которого на электродах аккумулятора появляется монолитный налет из сернокислого свинца.
Причины появления сульфатации
Как было сказано ранее, глубокий разряд — это движущая сила сульфатации. Но на деле источников появления налета на пластинах намного больше:
- использование концентрированной серной кислоты. Некоторые автомобилисты пытаются “растопить” налет на пластинах, добавляя в АКБ серную кислоту. Это категорически нельзя делать, так как повышение концентрации кислоты в электролите наоборот усугубит оседание сульфата.
- частые короткие поездки в холодное время года. В таких условиях аккумулятор заряжается медленно, что рано или поздно приводит к глубокому разряду.
- высокая температура воздуха. Летом АКБ работает при температуре выше 60 градусов, что ускоряет процесс сульфатации. Поэтому и зимой, и летом мы рекомендуем держать аккумулятор с максимальным уровнем заряда.
- дефект электролита. Нарушение состава электролита из-за неправильного обслуживания (долив обычной воды, загрязнение раствора, долив кислоты в большом объеме).
- хранение АКБ без заряда. Химические реакции в аккумуляторе происходят и в отключенном состоянии, поэтому разряженные устройства постепенно теряют свою емкость. А, следовательно, продолжается и сульфатация пластин, которая протекает очень быстро из-за отсутствия заряда.
Признаки сульфатации АКБ
Так как большая площадь поверхности банок от нас скрыта, определить сульфатацию на начальном этапе сложно. Но все же владельцы обслуживаемых моделей могут открутить пробки и визуально оценить наличие белого или серого налета на пластинах. С необслуживаемыми и малообслуживаемыми аккумуляторами внешний анализ состояния недоступен, но и проблема сульфатации для них не так актуальна.
Какие признаки сульфатации мы можем выделить:
- После полного заряда аккумулятора двигатель не запускается с первого раза. Это значит, что актуальной емкости АКБ просто не хватает. Вы даже можете поставить небольшой опыт: при таком состоянии аккумулятора включите фары на 10 минут, и вы увидите, как он мгновенно разрядится.
- Аккумулятор начинает закипать спустя 20-50 минут после начала зарядки и набирает “полный” заряд быстрее обычного.
- Проступающий белый налет на поверхности АКБ.
- Плотность электролита не повышается или повышается незначительно при заряде.
- Быстрое падение емкости аккумулятора под нагрузкой или контрольными замерами.
- При заряде нормальным током аккумулятор быстро нагревается, и начинается газовыделение.
Как устранить налет на пластинах в аккумуляторе
Сульфатация является естественным процессом при химической реакции, поэтому нет способа, который поможет избавиться от нее навсегда.
При обратимой (мягкой) сульфатации вам достаточно держать аккумулятор в заряженном состоянии, контролировать уровень плотности электролита и уровень емкости устройства. Все остальное за вас сделает обратная реакция при заряде АКБ во время движения автомобиля.
Конечно, существуют “народные” методы десульфатации своими руками. Как правило, они связаны с разной методикой заряда аккумулятора: заряд малыми токами, заряд реверсивным током, организация контрольно-тренировочных циклов, заряд импульсным током большой величины, и т.д.. Но все они не имеют научно подтвержденных результатов и требуют наличия опыта в области, а, следовательно, в неумелых руках могут привести к порче аккумулятора и другим неприятным последствиям.
Однако, есть профессиональные устройства, которые помогают решить проблему сульфатации. Это импульсные зарядно-десульфатирующие устройства, в основу работы которых заложен заряд реверсивным током — чередование импульсов заряда и разряда. Но стоимость такой установки намного выше, чем покупка нового аккумулятора.
Поэтому регулярное обслуживание и контроль за состоянием АКБ — это самый надежный и простой метод защиты от необратимой сульфатации.
- Зарегистрироваться
- Вход с паролем
- Обратная связь
Как восстановить автомобильный аккумулятор, методы десульфатации
Срок службы любого автомобильного аккумулятора зависит от разных факторов: качество исполнения, условия эксплуатации и правильная и своевременная зарядка. Но иногда даже при соблюдении всех необходимых для длительной работы устройства требований, батарея внезапно резко теряет емкость и не может обеспечить стабильную работу. Причиной этого может быть сульфатация, давайте рассмотрим, что это за явление и как с ним бороться.
Что такое сульфатация и ее основные признаки
Сульфатация пластин – один из внутренних процессов, способных вывести аккумулятор из строя. Он заключается в том, что химические реакции в процессе работы АКБ приводят к образованию сульфата свинца — белый налет на поверхности свинцовых пластин. Активный рост кристаллов происходит в условиях глубокого разряда, поэтому не рекомендуется длительное время хранить разряженные батареи, это может привести к их полной поломке.
Если батарея обслуживаемая, то наличие сульфата на пластинах легко определить визуально. Открутите крышечки и посмотрите на то, что внутри. Если на электродах есть белый налет, значит, этому источнику питания необходимо провести десульфатацию.
Ещё одним признаком сульфатации является быстрый заряд и быстрый разряд аккумулятора. Например, вы только что подключили к батарее зарядное устройство, и электролит начал кипеть уже через несколько минут.
Кроме того, сделать вывод о том, что внутри аккумулятора идет активный процесс сульфатации, можно на основе еще двух признаков:
- Рост внутреннего сопротивления. Этот показатель увеличивается по мере роста кристаллов сульфата на поверхности свинцовых пластин.
- Резкое падение ёмкости, которая будет уменьшаться пропорционально тому, сколько сульфата будет образовано внутри батареи, так как он не проводит ток и препятствует его отдаче.
Способы десульфатации автомобильного аккумулятора
Процесс десульфатации предполагает проведение мероприятий, позволяющих растворить частицы сульфаты свинца, для этого проводится несколько повторяющихся циклов заряд-разряд. Только надо учесть, что возможность восстановления заводского значения ёмкости не всегда возможно, многое зависит от степени запущенности и состояния конкретного источника питания. Сложнее всего вернуть в рабочее состояние АКБ, что долго хранились полностью разряженными. Как правило, такие батареи имеют очень крупные наросты, отличающиеся высоким сопротивлением, они трудно поддаются растворению.
Для этого рекомендуется использовать специальные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с режимом десульфатации, у них имеется встроенная функция контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд». Если такого под рукой нет, то можно попробовать использовать обычное устройство с возможностью ручной регулировки силы зарядного тока и напряжения. Только в этом случае придется постоянно самостоятельно контролировать процесс и изменять показатель тока зарядки. Давайте рассмотрим особенности обоих способов.
Способ №1. Использование ЗУ с режимом десульфатации
Стартовое значение тока зарядки и напряжения в этом случае пользователю задавать, как правило, не требуется. Все настройки прибор производит самостоятельно, так как чаще всего такие устройства способны проводить диагностику и регулировать рабочие параметры автоматически для каждого отдельного автомобильного аккумулятора.
Алгоритм работы подобных устройств предполагает некоторую раскачку, то есть сначала ведется подзарядка импульсным током с минимальным уровнем (до 0, А) с последующим его ростом до 2-3 А. Затем батарею разряжают до 10,8 В и этот цикл повторяется опять. Учтите, что кальциевые источники питания нельзя разряжать до уровня ниже 12 В, это может привести к их поломке.
Некоторые современные устройства имеют несколько иной алгоритм работы, без этапа разрядки. Они имеют адаптивный алгоритм настройки силы тока и длительности подаваемых на АКБ импульсов тока и пауз между ними. Изменяя эти 3 величины, устройство способно растворить крупные кристаллы налета даже без принудительной разрядки аккумуляторной батареи.
Способ №2. Использование простого ЗУ с регулятором тока и напряжения
В сети сейчас можно найти огромное количество вариантов самых разных самодельных схем десульфатирующих устройств. Мы остановимся на варианте, когда используется обычное зарядное устройство с возможностью регулировки тока и напряжения с небольшими дополнениями в виде обычной автомобильной лампы, мощность которой подбирается из расчета 10 часовой разрядки АКБ определенной емкости, что позволяет проводить эффективную десульфатацию.
Принцип реализации этого метода похож на работу автоматических устройств со встроенным режимом десульфатации. Порядок действий должен быть следующим:
- Если в батарее не хватает электролита, то его уровень с помощью дистиллированной воды доведите до оптимального значения.
- Поставить аккумулятор на зарядку на 8 часов. При этом на ЗУ выставите максимальный ток зарядки величиной – 1 А. Рабочее напряжение должно находиться на уровне 13,9-14,4 В.
- Выдержите паузу в сутки.
- Подключите к батарее лампу через реле поворотов, чтобы разрядить ее, пока напряжение не опустится до 10,8В.
- Вновь проведите цикл зарядки. При этом силу тока установите на уровне 2А. Как только напряжение на АКБ опустится до 12,7 В зарядное следует отключить.
- Еще раз выдержите паузу в сутки.
- С помощью лампы опять разрядите аккумулятор до 10,8 В.
- Зарядите автомобильную батарею током 2 А.
- При необходимости подобные циклы надо повторить еще несколько раз до полного восстановления источника питания.
Количество повторений зависит от реального состояния конкретной АКБ и степени засульфатирования. В среднем обычно восстановление требует 2-3 подхода. Правда, в особо запущенных случаях даже 10 циклов будет мало, в этом случае, скорее всего, батарея уже не подлежит восстановлению. Тогда вам придется заменить эту стартерную батарею на новую.
В интернет-магазине 130.com.ua вы можете купить автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с режимом десульфатации или новую батарею.
ТОП-3 автомобильных зарядных устройства
Лучшие зарядные устройства для аккумуляторов
Ищете качественное и самое лучшее зарядное устройство для аккумулятора? Данный рейтинг зарядных устройств для аккумулятора составляется на основании таких параметров как: высокий спрос с положительными отзывами от наших клиентов, качественное изготовление — отсутствие заводского брака и сервисных обращений, а также официальная гарантийная и пост гарантийная поддержка в Украине.
Интеллектуальное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Hyundai HY 410
- ★ 9 степеней заряда
- ★ максимальный ток – 4А
- ★ Максимальная емкость заряжаемого АКБ: 110 Ач
Пуско-зарядное устройство Pulso BC-40155
- ★ Номинальное напряжение: 12 В / 24 В
- ★ для аккумуляторов ёмкостью 20 – 300 А/ч
- ★ Номинальный пусковой ток: 100 А
Автономное пусковое устройство Einhell CE-JS 18
- ★ Пусковой ток 600 А
- ★ Емкость 18 Ач
- ★ С LED фонарем
Материалы по теме
Зарядка аккумуляторной батареи в буквальном смысле увеличивает ее срок эксплуатации, а пуско-зарядное устройство придет на помощь при полном ее разряде
Мастер подбора зарядных устройств поможет выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора по основным критериям, таким как тип зарядного устройства и напряжение заряжаемого аккумулятора.
Сейчас на многие современные автомобили устанавливают кальциевые аккумуляторы (CA или Ca/Ca). Они умеют улучшенные характеристики и отличаются от других АКБ. Поэтому нужно использовать специальное зарядное устройство для кальциевого аккумулятора. Рассмотрим подробнее.
Часто возникает ситуация, когда в машине садится аккумулятор. Это может быть не только на морозе, но также из-за невыключенных фар, магнитолы и многого другого. В такой ситуации отлично поможет пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.
Что делать с мертвым аккумулятором? Возможности ли восстановить полностью разряженный автомобильный аккумулятор? Как бороться с сульфатацией АКБ? Ответы в статье
Разбор основных отличий между пусковыми и пуско-зарядными устройствами. Зачем нужны автомобильные пусковые устройства?
Что такое сульфатация аккумулятора.
«Сульфатация» — в настоящее время одна из основных неисправностей свинцовых аккумуляторных батарей.
Под термином «сульфатация» электродов (пластин) в свинцово-кислотных аккумуляторах понимают такое состояние электродов, когда они не заряжаются при обычном режиме заряда батарей. Она возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батарей при их эксплуатации и хранении.
Если аккумуляторная батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже в полуразряженном состоянии, возникает труднорастворимый или нерастворимый крупнокристаллический сульфат свинца. Он может не преобразовываться обратно в двуокисьсвинца и в губчатый свинец. Это приводит к снижению емкости и увеличению внутреннего сопротивления батареи.
На отрицательном электроде акб сульфатациявнешне проявляется наличием на поверхности крупных, трудно растворимых кристаллов или даже сплошного слоя сульфата свинца. Положительные электроды, подвергшиеся сульфатации, часто приобретают светлую окраску, причем появляются белые пятна сульфата. При очень глубокой запущенной сульфатации пластинымогут быть оранжево-красные или оранжево-коричневые с белыми пятнами.
Отрицательные электроды приобретают белесый оттенок, появляются белые пятна, при глубокой сульфатации активная масса выпучивается из ячеек и выпадает в шлам.Поверхность сульфатных электродов становится жесткой, шероховатой.
Это происходит в результате чрезмерного и глубокого разряда батареи, эксплуатации ее с пониженной или повышенной плотностью электролита, хранения в разряженном состоянии и большого количества вредных примесей в электролите.
Сульфат свинца имеет больший объём, чем активная масса, поэтому при сильной сульфатации происходят закупоривание пор, выкрашивание активной массы, а также искривление и разрыв электродов.
Сульфатация характеризуется следующими признаками:
— батарея работает намного меньше;
— уменьшилась емкость аккумуляторной батареи под нагрузкой и при контрольном разряде;
— при заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);
— плотность электролита при заряде почти не повышается или повышается очень медленно;
— при включении на заряд аккумулятора нормальным током газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов.
— аккумуляторне принимает заряда
Раннее газовыделение и повышенное напряжение при заряде сульфатированных батарей иногда приводит к тому, что потребитель неправильно определяет окончание заряда батареи. Эту особенность следует всегда помнить, чтобы не прекратить заряд преждевременно.
Причины сульфатации:
— очень глубокие разряды батарей;
— использование загрязненного примесями электролита;
— длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;
— систематический недозаряд батарей;
— снижение уровня электролита в аккумуляторах (ниже верхней кромки электродов);
— эксплуатация аккумуляторов при недопустимо высокой температуре
— повышенная плотность электролита (долив электролита вместо дистиллированной воды).
Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путем длительного (24 ч и более) заряда батареи. Заряд необходимо вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будет постоянными в течение 5…6 ч.
На практике, оказывается, необходимо провести не менее 2-5 контрольно-тренировочных циклов, чтобы сульфатная батарея отдала не менее 80% гарантированной емкости.
Если аккумулятор долго находился в разряженном состоянии, то мелкие кристаллы сульфата свинца становятся центрами кристаллизации и происходит образование крупнокристаллической формы сульфата, которая практически полностью закупоривает поры электродов. Чем больше аккумулятор находится без заряда, тем больше размеры растущих кристаллов. В конце концов, этот процесс может стать необратимым.