Дизель какой бывает
Перейти к содержимому

Дизель какой бывает

  • автор:

Виды дизельного топлива и область его применения

Дата публикации: 23 декабря 2016 Хорошо известно, что дизельный двигатель намного экономичнее своего бензинового собрата, а дизельное топливо плохо испаряется в замкнутом пространстве, что значительно снижает вероятность возгорания. Эти преимущества, а также неприхотливость к качеству топлива обеспечили широкое применение дизельных моторов для грузового и сельскохозяйственного транспорта на просторах России.

Типы дизтоплива

  • летнее (ДТЛ) – используется, когда температура воздуха не опускается ниже 0°С;
  • зимнее (ДТЗ) – не ниже минус 20°С;
  • арктическое (ДТА) – справляется с морозами до -50°С.

Несмотря на то, что эти стандарты уже устарели, в обиходе по-прежнему используется понятная простому обывателю классификация. Но более высокие европейские требования к качеству топлива, выбросам выхлопных газов в атмосферу потребовали изменения российских стандартов и их соответствие европейским. Карточки АЗС Газпромнефть дают право приобретать качественное топливо по самой выгодной цене.

Несмотря на то, что сера полезна для повышения смазывающих качеств солярки, новые стандарты с целью снижения токсичности выхлопных газов накладывают ограничение на сернистость в топливе и подразделяются на:

  • тип I – сернистость до 350 мг/кг;
  • тип II – не более 50 мг/кг;
  • тип III – до 10 мг/кг.

Также ключевыми характеристиками солярки является температура вспышки и температура застывания. Для повышения порога замерзания дизельного топлива используют различные присадки.

Цетановое число – это один из главных параметров любой марки ДТ и характеризует способность зажигания топлива. Этот параметр не может иметь значение ниже 45, а с вводом европейских норм его минимальное значение возрастает до 51. Повысить цетановое число и уменьшить токсичность выбросов, призваны соответствующие присадки.

В поиск альтернативного сырья для производства дизельного топлива в мире вкладываются огромные инвестиции. И такой технологической инновацией стало запатентованная разработка биодизельного топлива, основанная на получении топлива из различных растительных масел из плодов сои, пальмы, рапса, подсолнечника. Себестоимость такого топлива невысока. Цетановое число биодизеля достигает 58%. Топливо абсолютно экологично. Его высокие смазывающие характеристики продлевают срок эксплуатации двигателя, температура вспыхивания порядка 100°С, что снижает вероятность самовозгорания и соответственно упрощает транспортировку. Единственное ограничение на массовое применение биодизеля – это необходимость конструктивных изменений существующих двигателей и топливных систем.

Свой вклад в повышения качества дизельного топлива внесла компания «ГАЗПРОМ НЕФТЬ», предложив рынку новое топливо G-Drive, содержащее активный комплекс присадок. Среди преимуществ данного топлива следует отметить безупречную защиту топливной системы мотора, увеличение мощности движка, улучшение динамики разгона и соответствие требованиям экостандарта EURO-5.

Классы и сорта дизельного топлива

1410.png

Дизельное топливо подходит для заправки легковых, грузовых машин, морских и речных кораблей, тепловозов и т. д.

Наполнение бака часто напоминает игру в рулетку: увы, нельзя заранее узнать, что окажется в нем. Несмотря на то, что производители обязаны строго соблюдать уровень содержания серы, количество присадок, именно несоответствующее ДТ часто становится причиной поломки автомобиля. В статье — на какие виды и классы делят горючее, как правильно его выбрать.

Какие бывают виды дизельного топлива

1411.png

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда машина не заводится из-за замершего в баке горючего, нужно заправляться сезонным топливом.

  • Летнее. Подходит для заправки при температуре воздуха от 0°С. Если на улице холоднее, дизельное топливо может загустеть. Из-за этого топливно-воздушная смесь не воспламенится, двигатель не заведется. Первым из строя может выйти насос, фильтры быстро забьются.
  • Межсезонное. Используют при температуре от –15 до +5°С. С таким топливом мотор лучше работает в холодную погоду, уменьшаются вибрации и шум во время езды.
  • Зимнее. На этом горючем можно ездить до –30°С. К нему добавляют депрессорные присадки, которые не дают дизельному топливу замерзнуть, снижают количество загустителей — циклопарафинов.
  • Арктическое. Предельно допустимая температура для езды на топливе — –55°С. При производстве в горючее добавляют большое количество присадок, которые снижают вязкость ДТ.

Узнать, какое дизельное топливо предлагают водителям, можно на АЗС. По просьбе клиента оператор должен предъявить сертификат на ДТ. В документе указывают его вид и условия эксплуатации.

Какие бывают сорта дизельного топлива

1412.png

По температуре фильтрации дизельного топлива в регионах с теплым и умеренным климатом ДТ делят на 6 сортов:

  • A: +5°С;
  • B: 0°С;
  • C: –5°С;
  • D: –10°С;
  • E: –15°С;
  • F: –20°С.

Значение показывает, ниже какой температуры дизельное топливо перестанет проходить сквозь фильтр.

Классы горючего

1413.png

В регионах, где часто бывает низкая температура, ДТ делят на 5 классов. Для каждого указаны условия эксплуатации, при которых топливо дизельное не навредит двигателю:

  • нулевой — не ниже –20°С;
  • первый — не ниже –26°С;
  • второй — не ниже –32°С;
  • третий — не ниже –38°С;
  • четвертый — не ниже –44°С.

Чаще всего на заправках водителям предлагают горючее 1-го и 2-го классов.

Какая классификация дизельного топлива принята в РФ

В зависимости от региона применения выделяют 4 вида ДТ. Каждому соответствует буквенное значение:

  • Летнее (Л). Использование топлива возможно до 0°С.
  • Межсезонное (Е). Заливают при температуре не ниже –15°С.
  • Зимнее (З). Подходит для заправки при морозах не ниже –30°С.
  • Арктическое (А). Использование топлива возможно до –55°С.

Также дизельное топливо делят на экологические классы в зависимости от того, сколько в нем содержится серы.

Максимальное содержание серы в топливе (мг на 1 кг)

Максимальное значение серы в дизельном топливе регламентируют ГОСТы. При этом производителям не запрещают пользоваться протоколами технических условий. В России их действует больше 20. Полученное таким образом дизельное топливо подходит для заправки сельскохозяйственной техники, морских, речных судов, поездов. В тонне сырья должно содержаться до 0,2% серы.

Особенности современных видов дизельного топлива

Чтобы горючее соответствовало нужным классам и выдерживало низкую температуру, производители могут использовать два вида обработки сырья:

  • добавляют присадки, которые снижают вязкость жидкости;
  • удаляют из горючего парафины, которые сгущают горючее.

Каким образом получили дизельное топливо, количество и наименование присадок указывают в сопроводительной документации. Здесь же прописывают классы, температуру эксплуатации, допустимый цвет.

Чтобы не переживать, какое горючее оказалось в баке автомобиля, стоит заправляться на проверенных АЗС. А если машин не одна, а целый парк? Хороший выход — приобрести топливные карты.

Специалисты СТК «Петрол Плюс» работают только с надежными поставщиками горючего по всей России и странам СНГ. Карты действуют на более чем 16 000 АЗС. Клиенты не только заправляют машины качественным дизельным топливом, но и получают дополнительные скидки и бонусы. Оцените преимущества сервиса.

Классификация дизельного топлива

Виды дизельного топлива

В СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо делилось на следующие марки:

  • летнее — используется при температуре воздуха не ниже 0°С и имеет в своем обозначении кол-во серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;
  • зимнее — применяется при температурах не ниже -20°С и имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, З-0,05 (-25°С);
  • арктическое — применяется до -50°С, имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, А-0,05 (-50°С).

В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.

В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A — F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 — 4 для температур от -20 до -44 °С.

Виды дизельного топлива

В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:

  • вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;
  • вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;
  • вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.

Сорта дизельного топлива

Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:

Классы дизельного топлива

А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:

Классификация дизтоплива в России

В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и Россииприняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

Первая группа: буквы

  • ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.

Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения

  • Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);
  • Е — межсезонное (-15 °С);
  • З — зимнее (-20°С);
  • А — арктическое (-38°С).

Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива

  • К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
  • К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
  • К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
  • К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).

Характеристики современных марок ДТ

Характеристики марок ДТ

В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.

Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.

Какое бывает дизельное топливо — определяем лучшие виды

В данной статье мы рассмотрим, какое топливо подходит для заправки транспорта. Выбор ДТ напрямую зависит от условий, в которых используется техника. Современное дизельное топливо имеет различные характеристики, рассмотрев которые Вы сможете подобрать оптимальный вариант, учитывая цели и особенности применения.

Характеристики дизельного топлива изменяются в зависимости от сезонов, для которых предназначен тот или иной его вид

1-kakoe-byvaet-dizelnoe-toplivo-opredelyaem-luchshie-vidy-1.jpg

Дизтопливо – сырье, получаемое из керосиново-газолейных частиц, путем прямой перегонки нефтепродуктов

Как виды топлива делятся по сезонности

Какие виды топлива применять для заправки транспорта, зависит от различных факторов (типа техники, двигателей, прочего). Чаще всего при выборе ДТ многие ориентируются на сезонность. В соответствии с действующим ГОСТом 305-82, солярку можно разделить на такие группы:

1. Летнее топливо (Л)

В холодном и умеренном климате, при t выше -5°C используется летнее дизтопливо. Его получают при смешивании прямогонных и вторичных углеводородных частиц нефти. Эксплуатационные свойства этой солярки следующие:

  • Цетановое число – от 51,0.
  • Фракционный состав – 50 % перегоняется при t не выше 250°С, конец процесса для 90 % при t не более 350°С.
  • Степень чистоты – 3,0.
  • Вязкость до 40°С – 2,0-4,50 мм 2 /с.
  • Плотность до 15°С – 820-845 кг/м 3 .
  • Температура вспышки – не менее 55°С.
  • Фильтруемость – до-5°С.
  • Застывание – от -10°С (умеренная зона).
  • Помутнение – от -5°С (умеренная зона).
  • Содержание серы – 20 мг/кг (вид І), 50 мг/кг (вид ІІ).

Чтобы определиться какое топливо лучше, обратите внимание на степень чистоты ДТ. Поскольку зазоры в парах трения насосов могут быть от 1,5 до 4,0 мкм. Частицы крупнее этих показателей приводят к быстрому износу узлов.

Каждая партия ДТ должна проходить проверку на соответствие

1-kakoe-byvaet-dizelnoe-toplivo-opredelyaem-luchshie-vidy-2.jpg

Одним из основных эксплуатационных свойств дизтоплива является цетановое число. Чем оно выше, тем мощнее и надежнее работа двигателя

2. Зимнее топливо (З)

Рассмотрим, какое дизельное топливо более экономично и подходит для умеренной (-25°C) и холодной (-35°C) климатической зоны России и других стран. Бесперебойность работы техники обеспечит зимнее ДТ. Получают его путем перегонки фракций нефти с t выкипания до 340°C. В некоторых случаях его изготавливают из летнего дизтоплива, путем добавления депрессорных присадок. Характеристики зимнего ДТ следующие:

  • Цетановое число – 45,0.
  • Фракционный состав – 50% перегоняется при t не выше 280°С, завершение 90% при t не более 340°С.
  • Вязкость до 20°С – 1,8-5,0 мм 2 /с.
  • Плотность до 20°С – 840 кг/м 3 .
  • Степень чистоты – 3,0.
  • Температура вспышки – 35-40°С.
  • Застывание – умеренная зона -35°С, холодная -45°С.
  • Помутнение – умеренная зона -25°С, холодная -35°С.
  • Содержание серы – 20 мг/кг (вид І), 50 мг/кг (вид ІІ).

В сырье могут быть различные примеси. Их содержание также регламентируется ГОСТом. Для зимнего ДТ допускается наличие смол, если их масса составляет не более 30 мг/100 см 3 . При использовании ГСМ в холодном климате также следует обратить внимание на то, для какой зоны они рекомендованы.

Качественное дизтопливо без лишних примесей

1-kakoe-byvaet-dizelnoe-toplivo-opredelyaem-luchshie-vidy-3.jpg

Депрессорные присадки снижают температуру застывания топлива. При этом они незначительно меняют показатели предельной фильтруемости солярки

3. Арктическое топливо (А)

Какое топливо используется при экстремально низких температурах? Даже при морозе -50°С двигатель заведется без проблем, если техника заправлена арктической маркой солярки. Для получения этого ДТ, температура выкипания фракций должна достигнуть 320°C. Данные показатели максимально приближены к утяжеленному керосину, при этом сырье имеет более высокое цетановое число. Также этот тип дизтоплива получают при депарафинизации летнего дизеля. Основные характеристики:

  • Цетановое число – от 45,0.
  • Фракционный состав – 50% перегоняется при t не выше 255°С, с завершением 90% при t не более 320°С.
  • Вязкость до 20°С – 1,5-4,0 мм 2 /с.
  • Плотность до 20°С – 830 кг/м 3 .
  • Степень чистоты – 3,0.
  • Температура вспышки – 35°С.
  • Содержание серы – 20 мг/кг (вид І), 40 мг/кг (вид ІІ).

Граничных отметок температуры для застывания и помутнения у этого типа топлива нет.

Последствия использования летнего ДТ вместо арктического

1-kakoe-byvaet-dizelnoe-toplivo-opredelyaem-luchshie-vidy-4.jpg

Чтобы арктическое топливо имело высокие смазочные показатели, в него добавляют минеральное моторное масло и цетаноувеличивающие присадки

Какое дизельное топливо лучше подойдет для вашей техники, можно понять исходя из климатической зоны и сезонности. Также стоит учитывать и сферу применения. Чтобы убедиться, что солярка соответствует Вашим потребностям, изучите документы на топливо, в них можно увидеть все необходимые показатели. Подробнее о типах ДТ и их особенностях расскажут специалисты ТК АМОКС. Получить консультацию можно по телефону +7 (903) 136-98-98. Мы ждем Вашего звонка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *