Чем опасен перегрев двигателя
Двигатели внутреннего сгорания при работе выделяют много тепла. В обычных ситуациях мотор автомобиля остывает во время работы при воздействии охлаждающей жидкости или масла. Однако из-за повреждения деталей, при утечке охлаждающей жидкости двигатель может перегреваться. Длительное движение с перегретым двигателем приводит к необратимым повреждениям деталей агрегата и других систем автомобиля.
Причины перегрева двигателя
-
Для стабильной и эффективной работы мотора необходимо поддерживать в нем оптимальную температуру. Рассмотрим самые распространенные причины перегрева силового агрегата.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Одна из самых простых проблем системы охлаждения. Необходимо периодически контролировать уровень антифриза и при снижении доводить его до нужного значения. Если же охлаждающая жидкость всегда находится на минимальном уровне, то в системе могут возникать воздушные пробки. Если же уровень антифриза падает постоянно даже при доведении его до требуемого значения, то в системе охлаждения есть утечка, которую необходимо устранить.
- Некачественный антифриз. Для некоторых водителей разбавление или долив антифриза водой – обычное дело. При длительной эксплуатации мотора в таком режиме образуется накипь в сотах радиатора, затрудняющая циркуляцию охлаждающей жидкости. Некачественный антифриз также становится причиной перегрева ДВС.
- Забитый радиатор. Именно радиатор отводит тепло от нагретой охлаждающей жидкости, чтобы она могла вернуться в двигатель и снова охладить его. Радиаторов в автомобиле несколько, доступ к ним затруднен, поэтому так сложно контролировать их состояние. При засоре радиатора нарушаются процессы теплообмена и возникает риск перегрева ДВС. Для продуктивной работы силовой установки радиатор демонтируется и качественно очищается.
- Неисправный вентилятор. Может заблокировать поток воздуха к сердцевине радиатора. Охлаждающая жидкость перестанет достигать нужной температуры, что приведет к перегреву двигателя и его повреждению.
- Неверные показатели температурного датчика. Одна из сложных причин для диагностики. При отсутствии внешних признаков неправильные показатели датчика могут привести к серьезным проблемам. Сенсор не передает информацию о неисправности, поэтому индикатор не подает сигнал водителю. Если датчик не показывает реальную температуру, это может привести к перегреву мотора, поэтому бывалые автовладельцы советуют внимательно следить за поведением автомобиля. При неисправности датчика его следует заменить.
- Нерабочие элементы системы охлаждения. При исправно работающих деталях и элементах вся система функционирует стабильно и продуктивно. Когда же из строя выходит хотя бы один из ее элементов, нарушается работа всей системы. При сбоях в работе системы охлаждения необходимо проверить термостат, помпу и патрубок. Нередко из-за дефекта термостата охлаждающая жидкость циркулирует неправильно, поэтому возникает проблема перегрева. Это происходит и при плохо работающей или неисправной помпе.
- Неправильно выбранный режим движения. При постоянном движении на пониженных передачах и высоких оборотах существует вероятность перегрева двигателя. Не стоит забывать и про длительную эксплуатацию автомобиля с груженым прицепом, которая при неправильно выбранном режиме движения приводит к перегреву мотора. Особенно эта проблема актуальна в летнее время года.
- Локальный перегрев. При некорректной работе системы зажигания повышается температура отработавших газов, головка блоков цилиндра быстро перегревается, так как она не рассчитана на такой нагрев. Также причиной перегрева двигателя могут стать сбои в ГРМ, проблемы с клапанами.
-
Более специфические причины перегрева ДВС:
- использование дополнительной защиты мотора. После зимних холодов многие водители забывают снять утеплители, поэтому при плюсовой температуре силовая установка перегревается;
- пробой прокладки головки цилиндров, из-за чего антифриз попадает в систему смазки либо отработавшие газы попадают в систему охлаждения.
Признаки перегрева двигателя
- Первый признак перегрева мотора – показания температуры охлаждающей жидкости на панели приборов. Когда двигатель перегревается во время движения, резко поднимается температура антифриза, стрелка указателя переходит в красную зону. Если в автомобиле установлен индикатор, то повышение температуры будет сопровождаться звуковым сигналом.
- Изменение работы двигателя, падение мощности или отказ от работы.
- На повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах свечей зажигания или их изменение.
- Потемнение на стенках расширительного бачка системы охлаждения. Визуализировать это можно только после осмотра остывшего двигателя.
- Хлопья темного цвета или пена в охлаждающей жидкости – масло, попавшее в систему охлаждения вследствие перегрева.
Периодический контроль и своевременное реагирование на возникающие признаки перегрева ДВС позволят предотвратить более серьезные проблемы с силовой установкой.
Последствия перегрева двигателя
-
Последствия перегрева агрегата зависят от его уровня. При краткосрочном перегреве необратимых последствий можно избежать. Если же перегрев длительный, а водитель вовремя не среагировал на проблемы, последствия неизбежны.
- Низкий уровень перегрева
При постоянном контроле датчика температуры водителю сложно не обратить внимание на нахождение стрелки в красной зоне. Проверка системы охлаждения и мотора даст возможность избежать разрушительных последствий для всей системы.
По причине длительного перегрева могут: деформироваться головка блока цилиндров, появиться трещины, прогореть прокладки головки, разрушиться межкольцевые перегородки, что приведет к подтеканию масла.
При несвоевременном техобслуживании и при постоянном перегреве повреждаются все детали двигателя, а также элементы системы в целом. Детали двигателя разрушаются постепенно и с разной скоростью. Разрушения начинаются с камер сгорания и распространяются на окружающие детали. Последствием такого длительного перегрева чаще всего становится отказ агрегата от работы.
Способы устранения перегрева ДВС
При закипающем моторе скорость решения проблемы имеет важнейшее значение. Алгоритм действий, если стрелка температурного датчика быстро двигается в красную зону.
- Следует включить на максимум печку. Это действенный способ безопасно и быстро охладить мотор. Являясь частью системы охлаждения, печка отводит из нее тепло. На климат-контроле задайте максимальную температуру и включите обдув, откройте окна. Не следует включать кондиционер, так как он дополнительно нагружает силовую установку.
- Если после выполненных действий подул горячий воздух, то охлаждающая жидкость в системе есть, она успешно отводит тепло. Мотор машины может функционировать даже при повышенной температуре, так как продолжает работать и помпа (водяной насос), гарантируя циркуляцию охлаждающей жидкости по системе и плавное охлаждение силовой установки.
- Можно продолжать движение при минимальной нагрузке, снизив обороты. Набегающий поток воздуха охлаждает антифриз в радиаторе. Лучше всего катиться накатом, если есть такая возможность. Перед горкой лучше остановиться, так как движение с усилием только усугубит перегрев. Если дорога идет вверх, следует остановиться, не глушить двигатель, открыть капот. Включить печку на максимальный режим работы и ждать, когда температура вернется к нормальным показателям.
- Если же из печки дует прохладный воздух, это значит, что охлаждающей жидкости в бачке нет либо ее уровень недостаточный. В таком случае необходимо заглушить мотор и ждать, пока он не остынет. Затем долить в радиатор охлаждающую жидкость (при отсутствии антифриза в крайнем случае его можно заменить водой) и ехать в сервисный центр.
-
Чтобы не усугубить ситуацию категорически запрещается:
- открывать радиаторную крышку. Антифриз находится в радиаторе под большим давлением, при открытии крышки он с может взорваться фонтаном кипятка. Из-за резкого сброса давления произойдет локальное кипение антифриза в самых горячих местах двигателя, что приведет к его повреждению;
- поливать силовую установку холодной водой для снижения температуры. Это спровоцирует деформацию конструкции и скорую ее поломку;
- доливать воду или антифриз в горячий мотор. Смешивание горячей и холодной жидкостей приведет к деформации металла. Необходимо дождаться, когда двигатель остынет.
Как доехать до сервисного центра, если двигатель перегрелся
-
Что делать, если в дороге закипел двигатель, а до конечного пункта назначения еще далеко? Несколько советов от профессиональных водителей.
- Включите печку на максимальный режим работы – она заберет излишек тепла.
- Держите определенный скоростной режим (порядка 50–60 км/ч). Каждые 10 минут останавливайтесь, чтобы дать остыть охлаждающей жидкости.
При подходящих дорожных условиях, даже когда антифриз находится на критическом уровне, таким способом можно проехать несколько десятков километров, не причинив двигателю заметного ущерба. Чем быстрее водитель среагирует на ситуацию, тем выше вероятность того, что мотор не получит значительных повреждений.
Значение профилактики и своевременного прохождения ТО
Отсутствие полноценной диагностики и контроля за состоянием автомобиля приводят к неутешительным результатам и дорогостоящему ремонту. Часто в гаражных мастерских просто меняют масло или доливают антифриз, не заботясь о полноценной диагностике двигателя и системы охлаждения. В официальном дилерском центре автомобилю уделяется максимум внимания. Он тестируется по многим параметрам, благодаря этому все технические недочеты и поломки диагностируются своевременно и оперативно устраняются.
Если у вас есть подозрения, что двигатель вашего автомобиля перегревается, обратитесь к квалифицированным специалистам сервисного центра для диагностики и решения проблемы.
Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия
В процессе работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выделяется большое количество тепла. Чтобы не допустить перегрева, машины оснащают системой охлаждения: она держит рабочую температуру двигателя в оптимальных пределах (обычно от 85 до 105°С). Как и любая другая технически сложная часть, система охлаждения иногда дает сбои, в результате температура растет до критических значений, а это может привести к очень серьезным последствиям.
Чем грозит перегрев двигателя?
Не будем драматизировать: иногда он проходит без больших последствий. Все зависит от степени перегрева, которую можно условно разделить на три части.
Слабый перегрев. Внимательный водитель постоянно контролирует температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). «Зависшая» в красной зоне стрелка датчика температуры — хороший повод проверить систему охлаждения, а заодно и двигатель. Ежедневный «подогрев» мотора вреден.
Средний. Пар из-под капота проблема уже серьезнее. Если такое случилось, нужно срочно остановиться, дождаться пока антифриз остынет, долить его (если есть что) и попробовать запустить ДВС. После этого лучше проверить мотор на станции обслуживания, потому что во время «кипения» он мог пострадать.
Сильный. Обычно такое случается, если мотор «закипел» из-за неисправной системы охлаждения о чем не знал водитель. Самые частые последствия перегрева двигателя звучат страшно и стоят дорого: расплавленные поршни, трещины на головке блока цилиндров, провернутые вкладыши, сломанный коленвал.
Не откладывайте визит в сервис, если силовой агрегат вдруг стал работать как прежде и больше не греется. В следующий раз он может «вскипеть» с последствиями.
Наиболее чувствительны к перегреву современные двигатели с турбонаддувом. Также «в зоне риска» тюнингованные моторы. Даже после замены программного обеспечения (а чип-тюнинг по праву относится к самому доступному и популярному варианту увеличения мощности мотора) температурный режим часто меняется и становится нестабильным.
Самые распространенные причины перегрева двигателя
Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.
Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.
Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально плохого качества (скажем, вы залили его весной и никаких проблем до летней жары не было) или просто сильно разбавленный. Вторая причина чаще бывает у ленивых водителей, постоянно забывающих купить «охлаждайку», доливая в нее воду. От такой «жижи» в системе охлаждения проку мало и жди беды.
Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.
Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.
Признаки перегрева двигателя
Перегрев можно предупредить! В первую очередь меняются показания температуры ОЖ. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифру, если панель приборов электронная) — так вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях указателя нет — в этом случае при перегреве загорается сигнализатор. Какие еще признаки перегрева можно выделить?
- Появление пара из-под капота
- Вибрация, обусловленная кипением антифриза
- Падение мощности
- Отказ работы двигателя
Как предотвратить перегрев?
Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.
Что делать, если ДВС начал перегреваться?
Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.
При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.
Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.
Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.
Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?
Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.
Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.
Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.
Есть подозрения? Давайте проверим!
Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.
Как не перегреть двигатель?
Несмотря на то, что ДВС — агрегат с большим ресурсом работы, именно нарушение температурного режима является одной из главных причин его выхода из строя. Как не доводить мотор до такого состояния, и что делать, если поломка все же произошла?
Почему перегрев так опасен?
Как известно из курса физики, при нагревании тела расширяются. То же самое происходит с деталями двигателя, которые при высокой температуре увеличиваются в размерах, выходя за рамки нормальных значений. При этом существуют допустимые пределы нагрева деталей, однако систематический перегрев мотора с последующим охлаждением приводит к деформации головки блока цилиндров и поршневой системы, что значительно снижает ресурс агрегата. 1 Чем дольше мотор находится в ненормальном состоянии, тем серьезнее повреждения. Кратковременный перегрев может проходить бесследно, однако длительный обязательно приведет к необратимым последствиям. При сильном и продолжительном перегреве мотора масло перестает выполнять функцию смазки, вследствие чего ломаются соприкасающиеся друг с другом детали. К коленчатому валу пригорают шатунные вкладыши, и под воздействием поршня он разламывается. В конце концов раскалываются стенки цилиндров, и двигатель полностью выходит из строя. 2
10 основных причин перегрева двигателя:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости.
- Неисправный термостат, из-за которого система охлаждения может ошибочно работать в режиме прогревания мотора.
- Слабое охлаждение генератора потоком воздуха, неисправный вентилятор.
- Предельные нагрузки на двигатель, например, при длительной буксировке.
- Неправильная регулировка момента впрыска бензина и системы зажигания.
- Прогорание выпускного клапана и дополнительный нагрев двигателя от выходящего из его отверстий газа.
- Загрязнение камеры сгорания топлива.
- Длительная работа бензинового двигателя при детонации.
- Отложения на стенках системы охлаждения, в результате чего нарушается нормальная циркуляции антифриза.
- Добавление присадок в моторное масло, которые могут быть причиной образования теплоизоляционного слоя на поверхностях цилиндров.
Признаки перегрева двигателя
О перегреве двигателя сигнализирует специальный датчик, но не стоит полагаться только на него. Существуют и другие индикаторы:
- в салон перестает поступать теплый воздух в зимнее время года, это сигнал о возможном закипании охладителя;
- детонация, при возникновении которой появляется звонкий металлический звук в работающем двигателе;
- резкое понижение мощности двигателя также может быть следствием его перегрева.
Как предотвратить перегрев мотора
Чтобы избежать перегрев мотора, рекомендуется выполнять профилактические меры:
- Во-первых, нужно следить, чтобы объем охлаждающей жидкости не опускался ниже предельной отметки, осматривать систему на предмет герметичности, утечек и повреждений.
- Постоянно проверять работоспособность термостата.
- Заливать в расширительный бочок только специально предназначенную для охлаждения жидкость — антифриз.
- Следить, чтобы работал вентилятор, охлаждающий двигатель.
Если датчик показывает температуру свыше 120 °С, это указывает на перегрев.
В таком случае стоит заглушить двигатель и подождать, пока он остынет, затем доехать до ближайшего сервиса и произвести диагностику.
Перегрев мотора сулит большие неприятности и является одной из главных причин выхода из строя двигателя.
Как не доводить до такого состояния, и что делать, если поломка все же произошла?
Почему перегрев так опасен для двигателя
Кратковременный перегрев может проходить бесследно, однако длительный порой приводит к полному разрушению основных деталей двигателя так, что его дальнейшая эксплуатация становится невозможной.
Основные причины перегрева двигателя:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости.
- Неисправный термостат, из-за которого система охлаждения может ошибочно работать в режиме прогревания мотора.
- Предельные нагрузки на двигатель, например, при длительной буксировке.
- Длительная работа бензинового двигателя при детонации.
Признаки перегрева двигателя
Помимо датчика, существуют другие признаки, указывающие на наличие проблемы:
- в салон перестает поступать теплый воздух в зимнее время года;
- детонация, при возникновении которой появляется звонкий металлический звук в работающем двигателе.
Как предотвратить перегрев мотора
Чтобы избежать перегрев мотора, рекомендуется выполнять профилактические меры:
- Следить за уровнем охлаждающей жидкости.
- Постоянно проверять работоспособность термостата.
- Заливать в расширительный бочок только антифриз.
- Следить, чтобы работал вентилятор, охлаждающий двигатель.
Если датчик показывает температуру свыше 120 °С, это указывает на перегрев.
В таком случае стоит заглушить двигатель и подождать, пока он остынет, затем доехать до ближайшего сервиса и произвести диагностику.
Выявляем и устраняем перегрев двигателя
Автомобилисты часто сталкиваются с проблемой перегрева двигателя. Многие забывают о проблеме сразу после того, как ситуация нормализуется, но перегрев двигателя ВАЗ и других авто часто приводит к серьезным последствиям в будущем.
Товар по теме:
Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Из всех неполадок автомобиля, перегрев двигателя – одна из наиболее серьезных и опасных. Последствия этой неисправности приводят к авариям, после которых восстановление мотора почти невозможно. В этой статье рассмотрим, почему перегревается силовой агрегат, к чему это приводит, и как с этим бороться. Но лучше всего — заняться профилактикой двигателя составами Супротек, чтобы избежать перегрева мотора.
Последствия перегрева
Водителю со стажем понятно, что защита двигателя от перегрева является отличным способом продлить ресурс авто и избежать серьезных проблем. Новички в силу отсутствия опыта могут не знать, что если температура превышает расчетный показатель, то могут произойти следующие процессы:
- оплавляется поверхность поршней;
- деформируются сальники;
- разрушаются прокладки ГБЦ;
- «прихватывает» поршень в цилиндре с отрывом и поломкой шатуна;
- деформируется и трескается ГБЦ.
Масштабы проблемы зависят от температуры перегрева двигателя и длительности воздействия данного неблагоприятного фактора. Чем раньше шофер заметит неисправность и примет меры по ее устранению, тем меньший ущерб получит силовой агрегат.
Признаки перегрева двигателя
Сегодня транспортные средства оборудуются бортовыми компьютерами, которые следят за рабочими параметрами мотора. В таких авто все просто: на дисплее загорается ошибка «перегрев двигателя», если его температура превышает допустимый предел.
Косвенные признаки
Иногда лампа перегрева двигателя молчит, но транспортное средство ведет себя странно. Возможно, что отказал сенсор или неисправен индикатор. Опытные водители знают, что система оповещения может подвести, поэтому нужно обращать внимание на косвенные признаки.
Даже если датчик перегрева двигателя не подает сигналов, рабочая температура может быть значительно выше оптимальной. Следующие признаки часто означают, что мотор перегрет:
- вентилятор работает дольше обычного;
- работа «движка» сопровождается посторонними шумами;
- не работает обогрев салона;
- заметно упала мощность;
- на свечах появился налет;
- потемнела охлаждающая жидкость (ОЖ);
- моторное масло быстро стало черным.
Игнорирование подобных признаков приводит к аварии.
Причины перегрева двигателя
Наиболее часто мотор «стального скакуна» перегревается по трем причинам:
- нарушен отвод тепла;
- температура повышается там, где нет охлаждения;
- вырабатывается слишком много тепла.
Проблемы с отводом тепла
Засорившийся радиатор
Если радиатор покрыт грязью, тепло рассеивается воздухом менее интенсивно. Другая возможность перегрева двигателя автомобиля – отложения на внутренних стенках радиатора и двигателя. Накипь является хорошим теплоизолятором, мешающим воде или антифризу отдать тепловую энергию наружу.
Неисправный насос
Здесь все просто: если помпа не качает, ОЖ не циркулирует, и «движок» быстро перегревается. Проверить насос перед тем, как из-под капота начнет стремительно идти пар несложно: достаточно проверить руками температуру шлангов, идущих к термостату – при отказе насоса они будут едва теплыми.
Нерабочий термостат
Этот прибор поддерживает температуру ДВС в оптимальном диапазоне, включая при необходимости радиатор в контур циркуляции охлаждающей жидкости. Если термоэлемент неисправен, тосол или антифриз движется только по внутреннему контуру и не попадает в радиатор.
Проверяется аппарат так: нужно прогреть машину, а затем проверить патрубки, идущие к радиатору и термостату. Если они примерно равной температуры – все в норме. Если трубка, идущая к радиатору, заметно холоднее, значит, прибор не срабатывает.
Перегрев из-за недостатка или качества моторного масла
Если моторного масла недостаточно (ниже минимальной отметки), или масло не соответствует допускам, или оно оказалось подделкой, то при средних и высоких длительных нагрузках возможен перегрев.
HC — cинтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.
HC — cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.
Однако и при хорошем масле также возможен перегрев двигателя, если условия эксплуатации чересчур экстремальные в длительных периодах. Например, в автоспорте, из-за чего спортсмены вынуждены использовать дополнительный теплообменник для охлаждения масла.
Проблема повышения температуры в неохлаждаемых элементах
Неисправный вентилятор охлаждения радиатора
Для принудительного охлаждения радиаторного устройства используется вентилятор с электрическим приводом. Приспособление включается, когда охлаждающая жидкость нагревается выше заданного уровня. Если прибор вышел из строя, перегрев двигателя автомобиля на холостом ходу или в пробке неизбежен.
Недостаток ОЖ
Если тосола или антифриза недостаточно, тепло отводится хуже. При этой неисправности первой перестает функционировать отопление салона. Воздушные пробки собираются в самой высокой точке системы – радиаторе, от которого нагревается воздух внутреннего пространства автомобиля.
Проблема с выработкой чрезмерного количества тепла
Неисправный датчик температуры
Эта причина перегрева двигателя – пожалуй, самая коварная, потому что действует тихо и незаметно. Как диверсант. Внешне кажется, что мотор в норме – сигналов нет, потому что или сенсор не передает информацию о неисправности, или индикатор не подает сигнал шоферу.
Понять, что датчик перегрева двигателя «умер», можно по сопутствующим симптомам. Для малоопытных водителей это достаточно сложно. Совет: следите за поведением своего автомобиля. Подозреваете неисправность? Бегите в автосервис.
Локальный перегрев двигателя
Бывает так, что причиной перегрева двигателя становится неправильное воспламенение топливовоздушной смеси. Это возможно, если «тормозит» система зажигания, «тупит» механизм газораспределения или клапаны.
Неисправная система зажигания
Если зажигание опаздывает, смесь паров горючего и воздуха сгорает, позже, чем задумано конструкторами мотора. Выпускной клапан уже открыт, а топливовоздушная смесь еще горит. Повышается температура отработавших газов. ГБЦ быстро перегревается, так как ее охлаждающая «рубашка» не рассчитана на такой нагрев.
Сбои в ГРМ
Хотя причина несколько иная, последствия аналогичны – перегрев двигателя там, где конструкторы не рассчитывали. В этом случае топливовоздушная смесь сгорает вовремя, но клапан выпуска открывается раньше, чем нужно. Итог закономерен: перегрев ГБЦ.
Проблемы с клапанами
Иногда локальный перегрев двигателя ВАЗ или другого авто возможен даже если зажигание и ГРМ в порядке. Например, если клапаны или седла покрыты нагаром. При подобной неисправности топливовоздушная смесь прорывается в каналы подачи воздуха или отвода выхлопа. Пламя нагревает патрубки, а от них перегревается весь «движок».
Перегрев под длительными нагрузками
Среди причин перегрева двигателя не последнее место занимает неправильная эксплуатация автомобиля. Длительная транспортировка другого транспортного средства или груженого прицепа приводят к тому, что мотор перегревается.
Немедленно останавливайте автомобиль, если «горит перегрев двигателя»! Не следует надеяться, что как-нибудь обойдется. Нарушение температурного режима в течение даже 20 мин. приведет к крупной неисправности.
Что делать
В первую очередь после перегрева двигателя необходимо найти причину. Затем уже предпринимать соответствующие меры:
- заменить неисправный прибор (насос, датчик температуры, термостат или вентилятор),
- отрегулировать ГРМ или зажигание,
- прочистить радиатор и систему охлаждения,
- долить охлаждающую жидкость в бачок,
- долить или поменять моторное масло,
- очистить клапаны от нагара.
Замену неисправных приборов, регулировку ГРМ и зажигания следует поручить профессионалам, с чисткой радиатора изнутри при наличии навыков можно справиться своими руками. Долить охлаждающую жидкость и масло не составит труда любому водителю.
Чистку клапанов можно выполнить своими руками, и не обязательно разбирать мотор. Если случай не совсем запущенный, хороший результат дает использование специальных триботехнических составов.
Например, отлично зарекомендовала себя промывка топливной системы «Супротек». Данное средство однократно доливается в топливо. Существует два типа средств: для бензина и дизтоплива. Состав полностью растворяется в горючем, улучшая его моющие свойства.
Очиститель Suprotec смывает отложения с клапанов и седел, а также с других компонентов топливной системы. В результате работа этих узлов оптимизируется. Причина перегрева устраняется, и мотор начинает работать при расчетной температуре. Повышается мощность ДВС, так как степень сжатия топливовоздушной смеси восстанавливается до штатных значений.