Что делать с катализатором
Перейти к содержимому

Что делать с катализатором

  • автор:

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

Я ехал по трассе, и у машины пропала тяга. Хорошо, что это не случилось при обгоне.

Я добрался до ближайшего автосервиса и удалил катализатор. Потом заплатил за работу и оставил все, что от этого катализатора осталось, ребятам из автосервиса. Тогда я еще не знал, что эта деталь содержит драгоценные металлы и за все, что от него осталось, дают хорошие деньги. В следующий раз буду умнее: проезжу на машине до 100 000 км, потом удалю, а катализатор оставлю себе или расплачусь им за работу.

Из-за таких историй некоторые автовладельцы считают катализатор бомбой замедленного действия и спешат поскорее его удалить. В некоторых автосервисах этому рады и советуют удалять катализаторы даже на новых машинах. Они утверждают, что это лишняя деталь, которую навязывают автопроизводителям экологи, и что автомобиль после этого будет ехать бодрее, а расход топлива уменьшится.

Я попытался разобраться, насколько катализатор лишняя деталь в автомобиле и можно ли его удалять. Из этой статьи вы узнаете, как работает катализатор, какие типы катализаторов бывают, из-за чего они выходят из строя и какие есть признаки неисправного катализатора.

Катализатор расположен в выхлопной системе автомобиля, ближе к выпускному коллектору двигателя, и нужен для очистки отработавших газов от вредных выбросов. Источник: Setta Sornnoi / Shutterstock

Катализатор расположен в выхлопной системе автомобиля, ближе к выпускному коллектору двигателя, и нужен для очистки отработавших газов от вредных выбросов. Источник: Setta Sornnoi / Shutterstock

Что такое катализатор и зачем он нужен

Двигатель внутреннего сгорания работает на воздушно-топливной смеси. Она сгорает с образованием токсичных выхлопных газов, а на бензиновых двигателях какая-то часть смеси может вообще не сгореть и улететь в выхлопную трубу. Чтобы хоть как-то снизить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах, на их пути ставят каталитический нейтрализатор отработавших газов: катализатор, если по-простому . Выхлопные газы идут через него, как через фильтр.

Технически это огнеупорный керамический или металлический цилиндр с сотами, через которые проходят отработавшие газы, в составе которых есть вредные вещества: углеводород, оксид азота, окись углерода. На стенках этих сот есть микрослой веществ-катализаторов: это может быть платина, палладий или родий. Они ускоряют химические процессы, и выхлопные газы после окислительно-восстановительных реакций с этими металлами становятся менее токсичными.

Обложка статьи

Соты исправного керамического катализатора. Источник: Anton Tolmachov / Shutterstock

Соты исправного керамического катализатора. Источник: Anton Tolmachov / Shutterstock

В основном катализаторы ставят в выхлопной системе автомобилей с бензиновыми двигателями. Их может быть несколько: например, если из двигателя идет две отдельные выхлопные трубы, ставят по одному на каждую. Бывает, что катализаторы ставят последовательно на одной выхлопной трубе.

Для очистки выхлопных газов дизельного двигателя чаще всего применяют сажевые фильтры. Конструкция примерно такая же , только ячейки фильтра закрыты с одной из сторон. Выхлопные газы находят выход через пористые стенки каналов, на которых оседает сажа. Такие фильтры периодически требуют очистки. Для этого внутри фильтра повышается температура, и частицы сажи догорают. Этот процесс называют активной регенерацией.

Еще катализатор снижает температуру газов. Например, на входе в катализатор температура газов около +390 °C, а на выходе — уже +260 °C. Примерно в таком температурном режиме и проходят химические реакции, поэтому какое-то время после запуска двигателя катализатор не работает.

Обложка статьи

НОВЫЙ КУРС
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Разбираемся, как начать и закончить ремонт без переплат: от проекта до приемки

Баннер

Работает катализатор или нет, определяет второй кислородный датчик, он же лямбда-зонд . Его ставят после катализатора, и его задача — определять уровень токсичности выбросов. Если его просто удалить, датчик зафиксирует низкую эффективность катализатора, и на приборной панели появляется ошибка Check engine.

Существуют различные экологические классы для вредных выбросов автомобиля: Евро-2 , Евро-3 , Евро-4 , Евро-5 и Евро-6 . В России для новых автомобилей с 2016 года действует стандарт Евро-5 . Узнать экологический класс своего авто можно в паспорте транспортного средства. По опыту работников автосервиса, чем выше экологический класс автомобиля, тем меньше ресурс катализатора. Стенки керамических сот у таких катализаторов тоньше, ячейки расположены плотнее, чтобы работать эффективнее.

Экологический класс указан в 13⁠-⁠м пункте паспорта транспортного средства

Экологический класс указан в 13⁠-⁠м пункте паспорта транспортного средства

Виды катализаторов и их заменители

Оригинальный катализатор устанавливает завод-изготовитель . Такой может стоить до 5% от стоимости всего автомобиля. В России мало предприятий по производству катализаторов. В основном их делают за границей, их стоимость зависит от госпошлины, курса доллара и курса драгметаллов. Заменить катализатор на оригинальный стоит от 25 000 ₽.

Обычно такую замену делают на гарантийных машинах, если по каким-то причинам он вышел из строя или его украли. Срок службы оригинального катализатора обычно не меньше гарантийного срока автомобиля.

Цена на новый оригинальный катализатор для Хендай Солярис 1,6 л 2017 года — от 58 000 ₽

Цена на новый оригинальный катализатор для Хендай Солярис 1,6 л 2017 года — от 58 000 ₽

Универсальный катализатор заменяет оригинальный почти для любого автомобиля. Он стоит дешевле оригинального, и срок его службы меньше. В теории он должен прослужить примерно 60 000 км. Цены на универсальный катализатор — от 5000 ₽. В ячейках таких катализаторов вместо платины, палладия и родия применяют, например, золото. Оно хуже ускоряет каталитические реакции, поэтому хуже очищает выхлопные газы от вредных веществ.

При выборе универсального катализатора важно правильно определить его объем, который не должен быть меньше оригинального. Корпус катализатора не всегда круглой формы, у него разная длина и ширина. Отработавший катализатор вырезают из корпуса болгаркой, а новый вваривают на его место. Лучше, чтобы эти работы проводил опытный сварщик, который сделает качественный сварной шов.

Установка универсального катализатора — это компромисс для тех, кто не хочет или не может купить оригинальный катализатор, но заботится об экологии или хотя бы хочет пройти техосмотр.

Универсальный металлический катализатор Евро⁠-⁠5. Устанавливается на место старого катализатора

Универсальный металлический катализатор Евро⁠-⁠5. Устанавливается на место старого катализатора

Пламегаситель в английских руководствах по ремонту выхлопных систем — это «предварительный глушитель». Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров, снижает их температуру, а также сводит уровень шума и вибрацию до приемлемого уровня. Его устанавливают вместо катализатора, но он никак не влияет на токсичность отработавших газов.

Если не установить пламегаситель после удаления катализатора, то выхлопная система со временем прогорит из-за высокой температуры отработавших газов. Простой пламегаситель — это труба с перфорацией для газов в стальном корпусе. Цены на пламегасители начинаются от 760 ₽.

Между корпусом и трубой пламегасителя проложен огнеупорный наполнитель. Обычно это базальт, синтетическое волокно или минеральная вата. Корпус пламегасителей может быть однослойным или двухслойным. Двухслойные также называют реактивными. Они более долговечны и хорошо гасят колебания звуковой волны. Внутренний слой должен выдерживать воздействие высоких температур, а внешний — коррозии.

Для каждого автомобиля нужно рассчитать оптимальный объем пламегасителя. Если объема пламегасителя будет недостаточно, то звук на выходе будет неприятным, дребезжащим. Те элементы глушителя, которые находятся после пламегасителя, подвергаются повышенному износу и быстрее выходят из строя.

По сравнению со стоимостью оригинального катализатора установить пламегаситель дешевле — от 3500 ₽. Его установка предполагает перепрошивку блока управления двигателем (ЭБУ) или установку специальной «обманки» для электронного блока управления. Подробнее про них мы напишем чуть ниже.

Обложка статьи

Внутри пламегасителя труба с перфорацией и огнеупорный наполнитель. Источник: CameraMan32 / Shutterstock

Внутри пламегасителя труба с перфорацией и огнеупорный наполнитель. Источник: CameraMan32 / Shutterstock

Можно ли удалить катализатор

Катализатор по умолчанию рассчитан на весь срок службы автомобиля. Но качество топлива и тяжелые условия эксплуатации разрушают его значительно раньше: например, при пробеге 100 000 км.

Нет универсального или регламентированного срока удаления катализатора — каждый случай индивидуален. Неисправный катализатор доставляет множество проблем: от назойливой лампочки Check engine до попадания керамической пыли в цилиндры двигателя. Поэтому у большинства автомобилей старше десяти лет катализатор уже удален.

Есть такие выхлопные системы, при которых катализатор расположен очень близко к двигателю. В случае когда он начинает разрушаться, дисперсионная пыль от него летит в сторону двигателя. Она очень мелкая и твердая, ее можно сравнить с мелким песком. Она царапает цилиндры двигателя при работе поршней. Из-за этих царапин двигатель начинает потреблять масло или его расход увеличивается — это в случае, если двигатель потребляет его с первых дней эксплуатации автомобиля.

Рано или поздно это приводит к капитальному ремонту двигателя. Некоторые автовладельцы хотят избежать таких неприятных последствий и удаляют катализатор еще до того, как он начнет разрушаться.

Замена катализатора на новый — дорогостоящая процедура: один катализатор может стоить 100 000 ₽, а теперь представьте, что их в машине два и оба износились примерно одинаково. Поэтому вместо нового катализатора в выхлопную систему чаще всего устанавливают пламегаситель с «обманкой» или, что гораздо реже, — универсальный катализатор.

Обложка статьи

Внутри обманки небольшой кусочек катализатора. Ее ставят на второй лямбда-зонд , а часть обманки с сеткой вкручивают в выхлопную систему после пламегасителя. Благодаря устройству ЭБУ автомобиля думает, что отработавшие газы в порядке, катализатор на месте, и Check engine на приборной панели не загорается. Тем не менее обманка не гарантирует, что ошибка не появится: лампочка может загореться после заправки не самым хорошим бензином или после резкого разгона

Обманка для второго лямбда-зонда

Обманка для второго лямбда-зонда

Можно обойтись без обманки. Для этого нужно перепрошить электронный блок управления и настроить его так, чтобы лямбда-зонд воспринимал новые «вредные» показания датчиков как норму. В объявлениях эту процедуру называют перепрошивкой под Евро-2 и обещают, что машина будет ехать бодрее, двигатель будет выдавать на 20—30 лошадиных сил больше.

Вместе с этим любое вмешательство в оригинальное программное обеспечение ЭБУ — риск, поэтому перепрошивку должен делать квалифицированный специалист с проверенной программой. Выхлопные газы автомобиля при установке пламегасителя фактически не очищаются, но ошибка Check engine на приборной панели из-за перепрошивки не появится. Очень важно помнить, что несмотря на это двигатель, скорее всего, проектировали под более высокий экологический класс, а значит, с настройками под Евро-2 он проработает гораздо меньше, чем мог бы .

Установка обманок, пламегасителей вместо нового оригинального катализатора может привести к неожиданным последствиям: ошибкам двигателя, неприятному запаху выхлопных газов или излишнему расходу топлива и масла.

Из-за того что количество вредных выбросов при таком ремонте не соответствует заявленным нормам, автомобиль может не пройти техосмотр. По российскому законодательству катализатор — компонент транспортного средства, поэтому автовладелец удаляет его на свой страх и риск. Если по каким-то причинам нужно заменить оригинальный катализатор, то установка универсального — оптимальное решение.

Обложка статьи

Не советую удалять катализатор на гарантийных автомобилях на пробеге до 100 000 км без необходимости. Двигатель автомобиля, скорее всего, снимут с гарантии из-за вмешательства в выхлопную систему. На гарантийных авто проблема с катализаторами возникает редко, менее 1% случаев от общего объема продаж.

Диагностическое оборудование расшифровало ошибку Check engine на приборной панели. Проблема в катализаторе

Диагностическое оборудование расшифровало ошибку Check engine на приборной панели. Проблема в катализаторе

Почему катализаторы воруют

От краж катализатора часто страдают автомобили каршеринга и такси. Но были случаи, когда оригинальный катализатор вырезали на улице, когда автомобиль припаркован на ночь во дворе. Достаточно поднять машину домкратом и вырезать часть глушителя болгаркой.

В автомобилях с высоким клиренсом можно добраться до катализатора даже без домкрата. Кража катализатора занимает около минуты. Но если сигнализация оборудована датчиком наклона, то она сообщит, что автомобиль пытаются приподнять.

Таким варварским способом крадут катализаторы: просто вырезают его болгаркой. Источник: Константин Гахов / «Вконтакте»

Таким варварским способом крадут катализаторы: просто вырезают его болгаркой. Источник: Константин Гахов / «Вконтакте»

Катализатор также могут вырезать в недобросовестном автосервисе. Владельцу предлагают «прочистить» выхлопную систему или удалить исправный катализатор, чтобы в будущем он не доставил проблем. Работники таких автосервисов еще рассказывают о преимуществах удаления катализатора: обещают, что мощность двигателя возрастает, а расход топлива снизится — ЭБУ шьют под Евро-2 . Если оценить реальное увеличение мощности на специальном оборудовании, прирост будет незначительным — всего 3% от первоначальных показателей.

Обычно за удаление катализатора, установку пламегасителя, обманки или перепрошивки электронного блока управления автосервисы не берут никакой оплаты, а просто оставляют отработавший катализатор себе.

Но немало и тех, кто просто забирает молча, без всяких скидок и выплат, как лом черного металла. А потом сдают его, ведь оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, которые стоят дороже золота.

В среднем драгметаллы — это 0,08—0,17% от общей массы катализатора. Со временем он вырабатывает свой ресурс и драгметаллов становится меньше. Точное количество платины, палладия и родия в конкретном катализаторе определяют анализатором драгоценных металлов.

Обложка статьи

Если просят заплатить за удаление катализатора, установку пламегасителя, то катализатор рекомендую оставить себе. Ценность представляет не только целый катализатор, но и разрушенный, его лом, крошка и даже пыль. За изношенный катализатор современного автомобиля стандарта Евро-5 можно получить от 5000 ₽. Чем мощнее двигатель авто, чем больше он расходует топлива, тем лучше, а значит, дороже его катализатор.

Цена платины, палладия и родия за грамм в рублях. Эти металлы, скорее всего, есть в оригинальном катализаторе автомобиля с бензиновым двигателем

Цена платины, палладия и родия за грамм в рублях. Эти металлы, скорее всего, есть в оригинальном катализаторе автомобиля с бензиновым двигателем

Из-за чего катализатор выходит из строя

Износ напыления из драгоценных металлов. Драгоценные металлы на стенках ячеек катализатора выгорают — это естественный процесс. Поэтому при приеме катализатора на переработку проводят его химический анализ. Может оказаться так, что в катализаторе совсем не осталось драгметаллов. Когда это происходит, выхлопные газы перестают очищаться, кислородные датчики это фиксируют, и на панели приборов возникает ошибка.

Некачественное топливо. Иногда, чтобы увеличить октановое число топлива, недобросовестные владельцы заправок добавляют в него присадки, которые содержат свинец. Это увеличивает нагрузку на катализатор, соты забиваются продуктами горения топлива, и он раньше выходит из строя. Для дизельных двигателей повышенный износ сажевого фильтра происходит зимой, когда в топливо добавляют антигель.

Неисправности зажигания. Если свечи дают искру с перебоями, то несгоревшие остатки топливно-воздушной смеси сгорают в катализаторе, что уменьшает срок его службы. Соты катализатора при этом оплавляются, и его пропускная способность уменьшается.

Обложка статьи

Неисправности двигателя. Если в цилиндрах двигателя есть царапины или задиры, то смесь, которая получается при работе двигателя внутреннего сгорания, перестает быть двухкомпонентной — то есть теперь состоит не только из воздуха и топлива. В ней есть еще и моторное масло. Это неизбежно засоряет катализатор, и он вскоре выходит из строя. Часто в проблемах с двигателем обвиняют разрушившийся катализатор. Но в этом случае скорее двигатель провоцирует проблемы с катализатором.

Неисправный катализатор может оплавиться, разрушиться, у него могут забиться соты. Источник: LuYago / Shutterstock

Неисправный катализатор может оплавиться, разрушиться, у него могут забиться соты. Источник: LuYago / Shutterstock

Как обнаружить проблему

Катализатор редко разрушается внезапно, в один момент. Обычно этому предшествуют типичные симптомы работы двигателя, выхлопной системы и посторонние звуки. Если внимательно анализировать все изменения, можно вовремя вмешаться и исправить ситуацию.

Лампочка «чек энджин» на панели приборов загорается по разным причинам. Если считать код специальным сканером, то он покажет, где конкретно возникла проблема. Ошибка воздушных датчиков катализатора говорит о том, что с катализатором что-то не так.

Снижение мощности двигателя. По ощущениям за рулем это похоже на прицеп или машину на буксире. Автомобиль трогается с места, ускоряется, но ему как будто что-то мешает — ускорение недостаточно энергичное. Иногда двигатель машины при этом вибрирует, а сама машина дергается.

Посторонние звуки под днищем. Если катализатор уже начал разрушаться, то его частички при высоких оборотах двигателя или при запуске бьются о корпус выхлопной системы. При этом водитель слышит посторонние звуки под днищем автомобиля. Они похожи на звенящий звук в пустой металлической банке.

Нестабильный напор газов из глушителя. Для такой проверки нужно поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать такт выхода газов. При нормальной работе газы выходят через равные промежутки времени, похожие на биение сердца. Если поток газов ровный и слабый, значит, катализатор, скорее всего, неисправен.

Обложка статьи

Запах выхлопных газов. Если катализатор не очищает выхлопные газы от токсичных выбросов, то это можно почувствовать без специальных замеров уровня углекислого газа. Рядом с машиной, особенно в момент ее прогрева, будет неприятно пахнуть продуктами сгорания топливно-воздушной смеси. Иногда запах проникает в салон автомобиля, когда двигатель работает на холостых оборотах.

Задиры на цилиндрах. Если катализатор уже начал разрушаться и его частицы попали в камеру сгорания топливно-воздушной смеси, то на цилиндрах образуются задиры и царапины. Проверку их состояния можно провести в автосервисе специальным устройством — эндоскопом. Если с цилиндрами все в порядке и нет других признаков, то удалять катализатор не нужно.

Проверка эндоскопом. Можно запустить эндоскоп через отверстие для первого лямбда-зонда . Керамические соты должны быть правильной формы, без вмятин, не оплавлены, не разрушены и не забиты. Мы уже разобрались, что второй кислородный датчик стоит после катализатора, а значит, смотреть там не на что: велика вероятность, что на выходе соты будут в полном порядке.

Диагностика датчиков. С помощью автосканера, например ELM 327, можно подключиться к электронному блоку управления автомобилем. В приложениях для смартфона нужно выбрать показания кислородных датчиков катализатора и сравнить их фактические значения с эталонными.

Проверять датчики нужно на прогретом, работающем на холостых оборотах двигателе. Отклонения от нормы будут означать, что катализатор неисправен. Хотя бывает и так, что дело во втором кислородном датчике — они со временем прогорают и перестают работать, так что нелишним будет совместить этот способ с проверкой эндоскопом.

Проверка катализатора эндоскопом показывает, что разрушений сот нет

Проверка катализатора эндоскопом показывает, что разрушений сот нет

Скриншот приложения для сканера ELM 327. Проверил кислородные датчики своей машины — Хендай Креты. Как читать эти графики — узнал из ролика на «Ютубе». Верхний график отражает показания кислородного датчика до катализатора, а нижний — после него

Скриншот приложения для сканера ELM 327. Проверил кислородные датчики своей машины — Хендай Креты. Как читать эти графики — узнал из ролика на «Ютубе». Верхний график отражает показания кислородного датчика до катализатора, а нижний — после него

Запомнить

  1. Катализатор — это важная деталь выхлопной системы, которая очищает отработавшие газы от вредных выбросов.
  2. При неисправном катализаторе двигатель теряет мощность, в выхлопной системе появляются посторонние звуки, а отработавшие газы неприятно пахнут.
  3. Катализатор выходит из строя раньше срока из-за некачественного топлива, неисправностей зажигания и двигателя.
  4. Обнаружить проблему поможет диагностика ЭБУ автосканером или визуальная проверка цилиндров и катализатора эндоскопом.
  5. Оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, поэтому он такой дорогой.
  6. Если нужно заменить отработавший оригинальный катализатор, есть смысл поставить универсальный.
  7. Установка пламегасителей, обманок и перепрошивка ЭБУ может привести к проблемам с двигателем.
  8. Не стоит удалять катализатор без необходимости на гарантийных автомобилях.
  9. За работу по удалению катализатора можно расплатиться старым катализатором. Платить за работу и оставлять катализатор в сервисе как лом — все равно что дарить деньги.
  10. Недобросовестные автосервисы предлагают удалить катализатор, чтобы сдать его и заработать.

Обложка — Setta Sornnoi / Shutterstock

Эдуард Солодин

Эдуард Солодин
Доводилось менять катализатор? Что сейчас вместо него стоит?

Загрузка

Всех автоводятлов, которые не ставят/удаляют катализатор, нужно лишать прав на год
В частности из-за этого в расеянских миллиониках такая вонь от автотранспорта

Отредактировано

Sebastian, мне кажется, вонь стоит из-за того, что большая часть вёдер на дорогах тупо такого возраста, что никаким евро-5 не соответствует в принципе. А не из-за удаленных катализаторов.

BMO, регулярно вижу клубы черного дыма от грузовиков и маршруток. Последних в Нижнем Новгороде полно, это пазики, которые шумят, пылят, чадят, ездят не по правилам. Короче, ужас.

Отредактировано

Nikolay, бензиновый двигатель избалованный, чуть что не так со свечой или с подачей топлива/воздуха, он начинает детонировать, троить и тд. Люди сразу бегут в сервис и чинят, так как банально не едет, или вдруг капиталка. Да и сам бенз особо не пахнет в выхлопе (чем кстати крайне опасен при обогреве или в гараже). Хотя старые авто с криво настроенными карбюраторами воняют огого.

А у дизельных двигателей есть такой прикол, что они работают до последнего:
• Форсунка льёт? Он едет, но чадит чернотой.
• Форсунка негерметична? Он всё равно едет, но ещё пыхтит под капот.
• Залили плохое топливо и накрылся сажевый фильтр? Вырезать и кататься дальше, а ещё и катализатор удалить, а то мешается только.
В общем, люди не чинят машину до тех пор, пока ездит. Можно встретить древние Камазы с Казахстана, которые перегружены арбузами и еле едут в гору, дымят. Но они так или иначе едут, и дешевле ездить на таком, чем чинить.

Так вопрос в контроле в основном. Если на трассе или в городе будут мобильные экипажи рандомно вылавливать и проверять работу с последующим направлением на устранение неисправности, то сразу и катализаторы перестанут вырезать, и топливную аппаратуру вовремя чинить начнут.

Что делать после замены катализатора?

кат

Катализатор служит долго. Производители в среднем заявляют срок службы от 7 до 11 лет или пробег авто выше 100 тысяч километров. Однако, по факту данный узел может сломаться и раньше, особенно, если вам приходится часто стоять в пробках. Когда катализатор выходит из строя перед каждым встает серьезный вопрос: как автомобиль будет работать после замены катализатора? Давайте обсудим основные моменты.

Варианты замены катализатора

Как известно катализатор – или каталитический нейтрализатор – занимается очищением системы выхлопных газов автомобиля. Нейтрализатор выполнен в виде корпуса с двойными стенками, между которыми проложен жаропрочный материал. Внутрь катализатора помещается блок с сотовой структурой. Соты могут быть керамические или же металлические. На эти соты наносится состав из иридия или родия и палладия. Оседая на этом напылении, выхлопные газы вступают в химическую реакцию и очищаются от вредных для человека и окружающей среды примесей.

Когда катализатор выходит из строя, обычно для автовладельца есть два пути решения проблемы: замена катализатора на новый, или же замена катализатора на пламегаситель. Что происходит в каждом из этих случаев?

После замены катализатора на новый катализатор

Кажется, самый очевидный и простой вариант – заменить старый катализатор на новый. У такой опции есть свои неоспоримые преимущества и для начала обсудим именно их.

После замены катализатора на новый нейтрализатор автомобиль не потеряет свой ЕВРО статус, что означает, что машина будет соответствовать всем заявленным производителем стандартам по защите окружающей среды. Для многих это немаловажный плюс.

Однако, есть и технические нюансы. Так как все узлы в выхлопной системе будут такими же, как и до замены, после замены катализатора не придется делать перепрошивку ЭБУ автомобиля, так как никаких конфликтов между новым катализатором (с исправным лямбда-зондом, конечно) и бортовой системой автомобиля быть не может.

Как уже говорилось выше, новый катализатор будет служить долго – от 7 лет при правильном использовании автомобиля. Вы будете использовать качественное топливо. После замены катализатора на новый такой же, сохраняются все функции двигателя авто.

Существенный минус новых катализаторов – это их цена. Конечно, существуют универсальные нейтрализаторы, которые дешевле родных, но всё равно цена на них довольно высокая.

После замены катализатора на пламегаситель

Замена катализатора на пламегаситель – это достойная альтернатива новому катализатору. Также как и у нового нейтрализатора, у пламегасителя есть свои плюсы и минусы.

Плюсы очевидны: пламегаситель значительно дешевле, чем новый катализатор. Именно поэтому многие выбирают этот вариант. Также после замены катализатора на пламегаситель машина прибавляет в мощности – считается, что катализатор снижает мощность двигателя примерно на 7%.

Однако, есть и, условно говоря, минусы, которые в общем-то можно назвать особенностями. После замены катализатора на пламегаситель потребуется перепрошивка элеткроники или же установка обманки. Обманка – это механический или же электронный эмулятор работы лямбда-зонда, который анализирует состав выходящих из катализатора выхлопных газов и передает информацию об исправности прибора в бортовой компьютер. Обманка и перепрошивка – это способы, которые помогают избежать конфликтов между электроникой и отсутствующей механической деталью – катализатором.

Также стоит учитывать, что после замены катализатора на пламегаситель статус ЕВРО у авто снижается, так как пламегаситель не очищает выхлопы от вредных примесей. Он только снижает уровень шума и температуру выходящих газов.

Халява, приди: кто, как и зачем удаляет катализаторы бесплатно и чем это опасно

Наконец-то настало то время, о котором многие так давно просили: пришла халява, и сотни рекламных объявлений заманивают бесплатно удалить катализатор. Бесплатно – это прямо совсем бесплатно. Некоторые даже готовы в подарок накормить обедом или залить полный бак бензина. От такой щедрости расплакался бы человеколюбивый граф Толстой, а более черствые души просто едут по адресам и совершенно безвозмездно удаляют вполне исправные катализаторы, которые стоят много денег. Разумеется, возникают вопросы: зачем, почему и как? Что ж, мы поговорили с экспертами и кое-что выяснили. Халява, оказывается, действительно пришла, но не к тем, кто на неё рассчитывал.

Дисклеймер: предупреждаем, что автор знает, что правильно говорить «каталитический нейтрализатор», но катализатор – это тоже допустимо, при этом заметно короче. Поэтому будет катализатор.

Есть такое слово «надо»

Начнём с простого вопроса: надо ли вообще удалять катализатор? Удалять рабочий катализатор, конечно, не надо. На сегодняшний момент только один крупный концерн смог сделать катализатор, который действительно может рассыпаться в любой момент и своей керамической пылью «задрать» цилиндры. Пожалуй, удалять исправные катализаторы стоит только владельцам некоторых избранных автомобилей (марки называть не буду), моторы которых находятся в группе риска независимо от пробега. К этим автомобилям мы ещё вернёмся чуть позже, а пока остановимся на выводе: объективных причин удалять рабочие катализаторы на всех подряд автомобилях не существует. Скажу обратное: катализатор – штука полезная, поэтому просто так от него избавляться не надо.

И уж точно не надо удалять катализатор на дизельном автомобиле. На нём, скорее, потребуется решать вопрос с сажевым фильтром или системой мочевины (если она есть), но не с каталитическим нейтрализатором. Не буду лезть в дебри, просто скажу, что блок управления двигателя гораздо пристальнее следит за состоянием сажевого фильтра, чем за состоянием катализатора (как минимум за температурой и разницей давления до и после фильтра). И если какие-то ошибки в выпуске есть, то связаны они будут именно с сажевиком, а не с катализатором. Правда, бывало, что катализатор мог выходить из строя (трескаться) на дизелях 1,3 Multijet, который стоял, например, на Fiat Doblo и Opel Combo, но это редкое исключение, а не правило. Так что удаление катализатора на дизеле – это занятие бессмысленное и вредное. Вонять такой дизель без катализатора будет так, что Камазы сам ранних лет выпуска порой будут завидовать.

Однако в рекламе часто пишут что-то вроде «Пропала тяга? Вырос расход? Горит Check Engine? Срочно удалите катализатор, и всё станет хорошо! Бесплатно!». Зачем так пишут?

Пишут так по одной простой причине: в каталитических нейтрализаторах используются драгоценные металлы, в частности – палладий, платина и родий. Они есть и в катализаторах дизельных моторов, и бензиновых. Отличаются пропорции (платины в дизельных больше), но эти металлы есть и там, и там. И они стоят хороших денег. Вот ради этих денег «бесплатные удаляльщики» и зазывают клиентов. Хотя, между прочим, сдавать драгметаллы им тоже не так просто: их оборот контролируется, и приходится придумывать схемы с подставными лицами. И лучше иметь дело с керамическими катализаторами, из которых добыть драгметаллы проще, чем из металлического. Впрочем, проблемы чёрного населения шерифа не волнуют, поэтому вернёмся к нашим катализаторам.

Их стоимость при сдаче сильно зависит от стоимости драгметаллов, потому что ничего другого ценного там нет. Один и тот же катализатор в хороший день может стоить десять тысяч, а в дни спада – три тысячи. В периоды низкой стоимости драгметаллов предложения о бесплатном удалении пропадают, ибо выручка барыг падает ниже стоимости здоровья гея на Кавказе, и «бизнес» теряет смысл.

Есть три схемы отбора катализаторов у населения. Первый – совсем не честный, два вторых – почти честные.

Пришёл, увидел, отпилил

О том, что катализаторы начали воровать, речь зашла уже давно, года два назад. Ну а куда деваться ворью, если люди не спешат привозить им катализаторы сами? Приходится пробираться тайно, ночью, с инструментом для резки металла. А потом – пачкаться в грязи под машиной и бояться быть застуканным на месте преступления. Одним словом, это вам не фары с Кайенов тырить, это трудно. А ещё бывает, что корячишься под чужой машиной, режешь банку, а катализатор – тю-тю. Уже удалили. Обидно. Да и инженеры проблем подкинули: изобрели катколлектор, а там катализатор стоит рядом с блоком цилиндров, снизу его не сопрёшь. Что делать? Думать! И придумали, как изымать катализаторы не совсем честно, но в относительном комфорте.

Для этого надо всего лишь испугать автовладельца необычайно страшными последствиями работы мотора с катализатором. И началось: не тянет, горит «чек», аварийный режим… Всё стали валить на катализатор.

Убедить народ в том, что всё плохо, у нас не так уж сложно. Народ поверил и пошёл вырезать чаще всего вполне исправные катализаторы. «Удаляльщики» обрадовались, но жадность границ не знает: очень быстро захотелось, чтобы катализаторов было всё больше и больше. И тогда их придумали удалять бесплатно. Схема рабочая: заведомо обвинить катализатор во всех «косяках» автомобиля, напугать его дорогим и неизбежным ремонтом и в конце пообещать решить проблему безвозмездно. И, может быть, отсыпать в подарок печенек или залить бак бензина. Заманчиво! Но тут два вопроса: каким образом их удаляют и так ли это необходимо?

Немного о технике

Нормальное удаление катализатора – это не просто его физическое вырезание из системы выпуска. Как вы знаете, до и после катализатора стоят лямбда-зонды (кислородные датчики). Первая «лямбда» (или «верхняя», она же «передняя») со времён введения Евро 2 отвечает за топливные коррекции. Другой функции у нее нет. А вот вторая «лямбда» («нижняя» или «задняя») в системах Евро 3 является исключительно диагностической, то есть проверяет эффективность работы катализатора. Начиная с Евро 4 и выше дополнительно к диагностической функции она получила ещё одну задачу – принимать участие в топливных коррекциях. Впрочем, её влияние на коррекции невелико, и при программном отключении катализатора (фактически при отключении диагностики исправности катализатора путем отключения второй «лямбды») этими дополнительными коррекциями можно пренебречь. Первый датчик с этим справляется без проблем, и именно поэтому он особенно важен для автомобилей, соответствующих нормам Евро 2 и выше.

Если просто вырезать катализатор, не меняя ПО, обязательно появится ошибка по неэффективной работе катализатора. Поэтому после правильного удаления катализатора ЭБУ требуется перепрошить, отключив второй датчик, контролирующий его состояние. Бесплатные работы такой процедуры обычно не предусматривают – это дорого. В редких случая могут залить какую-нибудь прошивку, которую чёрт знает откуда и в каком году взяли. В остальных случаях вместо кислородных датчиков ставят обманки. И это ещё хуже.

Во-первых, никто не может сказать, как долго проработает механическая обманка. Выгорает она быстро, а претензий «бесплатные удаляльщики» не принимают по простой причине: так как работа была проведена бесплатно, то и требовать ничего нельзя. Сам виноват. Выехать из сервиса без ошибки машина с обманкой может, а вот сколько она проездит, никто не знает.

Во-вторых, хорошо машина ездить не будет точно. И дело не только в том, что сигнал с обманки будет искажённым, и ЭБУ будет готовить смесь, как турок шаурму – на глаз и вкус. Дело ещё и в том, что некоторые вещи без вмешательства в ПО исправить нельзя в принципе. Например, отключить прогрев катализатора. В итоге – истеричные вопли раскрученного мотора в первые секунды после холодного пуска, перерасход бензина и, вполне вероятно, некоторые другие неприятности (хотя бы снижение динамики). Так что качественное удаление катализатора и обманки без перепрошивки – это что-то из фантастики.

Есть ещё, правда, электронные обманки, но ими сейчас почти не пользуются: штука довольно капризная и сложная в настройке. А «удаляльщики» всё любят делать быстро, просто и дёшево. Иначе их бизнес просто не будет выгодным. Кстати, с этим связана ещё одна неприятность, с которой периодически встречаются те же владельцы «корейцев» – появлением масложора после удаления катализатора. Тут причина кроется в технологии проведения механических работ: так как катализатор на этих машинах стоит очень близко к блоку в выпускном коллекторе, для его удаления надо обязательно этот коллектор снимать. Иначе крошка, которая часто уже есть, попадёт на выпускные клапаны и убьёт цилиндры. Тот, кто выполняет эту работу ради получения катализатора, так делать не будет. Катализатор вытряхнут прямо на машине – и в путь. За маслом.

Возникает вопрос: можно ли удалить катализатор правильно и бесплатно? Увы, это вряд ли.

Ничего личного, просто бизнес

Теоретически в дни, когда цены на драгметаллы на бирже высоки, стоимость качественного удаления катализатора близка к к стоимости остатков катализатора на сером рынке вторичного сырья. Но прибыли она принести не сможет, так что волей-неволей «удаляльщикам» приходится на всём экономить. А экономить особенно-то и не на чем. Поэтому основная их задача – сделать всё быстро и с минимальными трудозатратами. То есть не снимая коллекторов и моторов (иногда надо снимать и мотор, да), не меняя прокладки, не разбирая те соединения, которые, по их мнению, можно не разбирать. Отпилить, выбить, заварить – всё. Вместо нормальной перепрошивки – установка механических обманок или прошивка «с инета» и полное отсутствие гарантии на работу. Разумеется, всё это очень плохо.

Чем заменить вышедший из строя катализатор

Чем заменить вышедший из строя катализатор

Автомобильный катализатор, как и любое иное комплектующее самой различной системы имеет свой граничный срок эксплуатации. Независимо от того, как дорого стоит катализатор, все они, даже самые качественные со временем выходят из строя.

Столкнувшись на практике с такой ситуацией, много автолюбителей, даже имеющие большой опыт, не знают, что делать и чем можно заменить бу катализатор. От того, каков именно будут ответы на данные вопросы, зависит качество функциональности не только данной выхлопной системы, но и всего транспортного средства.

Процесс удаления старого катализатора

Определив, что неисправность вашего автомобиля непосредственна связана с выходом из строя катализатора, не зависимо от причины, в кратчайшие сроки необходимо принять все меры, направленные на его ремонт. По ряду причин (серьёзные повреждения, несвоевременное обращение к специалисту, катализатор рассыпался, иное) оборудование может не подлежать ремонту и в таком случае необходимо выполнять его замену.

Купить катализатор на хендай солярис или любое иное ТС удовольствие не из дешёвых. При этом, вариант по замене б/у катализатора на новое оригинальное устройство является самым лучшим вариантом, ведь в данном случае автомобильные выхлопы полностью соответствуют всем установленным экологическим нормам безопасности.

Несмотря на высокую стоимость авто катализатора, срок их эффективного использования не так уж и велик. Основная причина выхода из строя системы в заправке машины некачественным топливом. Не стоит рассчитывать на длительную работу всё в таких же условиях, даже новой замены. Учитывая дороговизну изделия и ограниченный срок эффективного функционирования, большинство владельцев принимают решение данного вопроса по средствам удаления авто катализатора.

Удаление нейтрализатора подразумевает под собой процесс по полному физическому удалению оборудования. При этом проводятся все необходимые работы, направленные на адаптацию лямбда зондов (не зависимо от модели авто). В результате таких настроек можно рассчитывать на корректную и безошибочную работу автомобиля.

Читайте также: Что случилось с платиной?

В ином же случае:

  • машина будет потреблять гораздо больше топлива;
  • на панели приборов постоянно будет светиться лампочка «Check Engine»;
  • круиз контроль не будет функционировать.

Учитывая это, удаление вышедшего из строя катализатора стоит доверять исключительно профессионалам своего дела, которые имеют соответствующий опыт и оборудование для качественного и быстрого выполнения работ. Только профессионалы своего дела знают, что физическое удаление катализатора (керамических бусин или сотовой конструкции) допустимо выполнять исключительно в устройствах, корпус которых выполнен из чугунного сплава. Ведь вырезая внутренности из КН выполненного из метала и оставляя там пустоту, вас непременно будет на протяжении каждой поездки преследовать звенящий неприятный звук.

Варианты замены б/у катализатора

«Что поставить вместо катализатора?» — вопрос, на который владельцы транспортных средств хотят получить точный ответ. Но в случае с катализатором, ситуация не так однозначна, как бы многим хотелось. Во-первых, всё зависит от финансовых возможностей автолюбителя, во-вторых, от его предпочтений и пожеланий касательно дальнейшей работы машины.

Каталог катализаторов на самом деле достаточно широк и разнообразен, что позволяет потребителям выбрать идеально подходящее по всем параметрам оборудование. Вариант с заменой б/у катализатора на новое оригинальное устройство оптимален, но применение в его конструкции благородных металлов (платины, родия, палладия) определяет высокую цену на него.

Учитывая все обстоятельства, большая часть автовладельцев, после поломки катализатора осуществляют его замену на иные аналоги, которые предлагаются на рынке данных товаров. На сегодняшний день, таких вариантов несколько:

  • установка универсального катализатора. Привлекает внимание покупателей не только приемлемая цена изделия, но и то, что это оборудование по конструкции представляет собой именно нейтрализатор. Универсальный катализатор идеально подходит к самым различным моделям авто. Выполнить замену на данный вариант человеку, который обладает сварочными навыками, не составит труда;
  • приобретение пламегасителя (стронгера) — один из самых популярных вариантов решения проблемы с вышедшим из строя катализатором. Тюнинг выхлопной системы своей машины можно выполнить по лояльной цене при этом убрать звон в выхлопной системе. Данное устройство способно гасить языки пламени, что непосредственно отражается на сроке функционирования выхлопной системы без прогара. Монтируется пламегаситель на место катализатора в трубе или же может врезаться прямо в опустошённый глушитель.

Читайте также: Что влияет на стоимость б/у катализатора

Удаляя каталитический нейтрализатор из автомобиля, нужно позаботиться об удалении системы вторичной подачи воздуха, в которой нет необходимости при отсутствующем катализаторе. Так де после удаления будут выскакивать ошибки, которые нужно отключить.

Продажа старого катализатора

Наличие в катализаторе драгоценных металлов предопределяет не только его высокую цену на новое изделие, но и возможность выгодной продажи даже после поломки. Сдать бу катализатор можно в один из пунктов приёма бу катализаторов.

Цена устанавливается там за килограмм выявленных благородным металлов после переработки, но размер выплат зависит от некоторых факторов:

  • типа и вида катализатора;
  • количества выявленных металлов;
  • сложности повреждений.

Обратившись в проверенную и достойную компанию, в любом случае можно рассчитывать на достойное вознаграждение за старый катализатор, что станет неплохим финансовым стартом для приобретения нового изделия или одного из его аналогов. Кроме того, в таких пунктах приёма специалисты выполняют утилизацию столь токсичного оборудования в соответствии со всеми правилами, что не вредит экологии и здоровью человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *