Зачем нужен резистор (сопротивление) отопителя салона в автомобиле
Отопитель в автомобиле рассчитан таким образом, что температуру в салоне можно регулировать в любых условиях эксплуатации машины. От первых холодов до самых жёстких морозов, предусмотренных конструкцией и исполнением. То есть мощность радиатора отопления заведомо избыточна, но иногда поток энергии от нее приходится уменьшать.
Предназначение резистора в схеме управления отопителя салона
Для ограничения мощности, поступающей на электромотор вентилятора, нужно уменьшить проходящий через его обмотки ток.
Напряжение в бортовой сети постоянное, значит потребуется изменить сопротивление цепи. Электронная деталь, имеющая вполне определенное нормированное сопротивление, называется резистором.
При последовательном соединении резисторов их сопротивление равно сумме каждого из них. Если подключить их параллельно, то итоговое сопротивление уменьшается, но только в отношении общего тока через цепь.
При постоянном напряжении его величина на каждом элементе цепи не изменится.
В последнем случае ток нагрузки останется таким же, то есть такая схема для регулирования скорости вращения вентилятора неприемлема. Соответственно, для реального ограничения оборотов используется последовательно подключённый резистор.
Принцип работы
Ограничительный резистор в автомобилях, где он используется для ступенчатой регулировки производительности вентилятора, состоит из нескольких отдельных сопротивлений.
Существует три принципа их коммутации:
- все сопротивления подключаются поочерёдно, в зависимости от их номинала общий ток цепи, проходящий и через электромотор, меняется, ограничивается мощность, поток воздуха сквозь соты радиатора отопителя можно усиливать или ослаблять;
- более экономный с точки зрения задействования всех имеющихся возможностей детали способ состоит в соединении отдельных сопротивлений в последовательную цепочку, количество одновременно подсоединенных составляющих определяет общую суммируемую величину с той же целью – дискретно переключать мощность на вентилятор;
- самое оптимальное решение – применить последовательно-параллельную цепочку из дискретных элементов, это усложнит схему коммутации, но полностью загрузит все имеющиеся возможности при любой отдаваемой мотору мощности.
Общей проблемой всех схем регулировки при помощи резистора является выделение значительной мощности на этой чисто пассивной ограничительной детали.
Она сильно нагревается проходящим током, из-за чего её устанавливают на массивные металлические детали кузова или снабжают собственным ребристым радиатором охлаждения из алюминиевого сплава с высокой теплопроводностью.
Виды резисторов
Помимо ступенчатой регулировки скорости вращения вентилятора применяется и плавная. Соответственно используются разные резисторы.
- Постоянное сопротивление – резистор изготовлен из высокоомной проволоки, намотанной на керамический каркас.
Встречаются и чисто керамические варианты исполнения из прессованного материала, обладающего некоторой проводимостью за счет наличия углерода (графита) в составе, их иногда называют угольными.
В одном блоке устанавливается несколько отдельных обмоток или угольных стержней. Для улучшения теплоотвода они плотно прижаты к металлическому основанию через изолирующую прокладку и смазываются специальным невысыхающим составом с высокой теплопроводностью.
- Переменное сопротивление в резисторах нагрузочного типа, где важна относительно высокая выделяемая мощность, изготавливается из той же проволоки, обычно нихромовой.
По поверхности её движется металлический токоотвод с контактом, подсоединённым к выходному разъёму. Такая конструкция ещё называется потенциометром. С его помощью регулирование скорости делается бесступенчатым.
Подбор резистора по сопротивлению
Омическое сопротивление штатного резистора известно из сопроводительной документации производителя. Оно рассчитывается исходя из аналогичного параметра электродвигателя, работающего на разных оборотах под нагрузкой в виде крыльчатки вентилятора.
Сопротивление можно измерить при помощи омметра, входящего в состав любого мультиметра. Обычно это порядка десятка Ом.
Потребоваться данное значение может при проверке подозрительной детали или при подборе аналога для замены. Если сопротивление слишком велико, то вентилятор станет менее производительным и наоборот.
Причины выхода из строя
При работе выделяется значительное тепло, это расчётный штатный режим и деталь может служить неограниченно долго. Но подразумевается, что сам электромотор обладает значительным сопротивлением и ограничивает ток.
Если в результате износа, загрязнения или подклинивания подшипников ток возрастает, резистор начинает перегреваться. Заканчивается все выходом из строя, то есть перегоранием.
Оплавляются места припайки выводов или появляется обрыв в обмотке. Внешне это проявится отключением вентилятора на всех скоростях вращения, кроме максимальной.
Теоретически резистор можно восстановить, разобрав и устранив повреждение. Но при его низкой стоимости и ненадёжности ремонта заниматься этим смысла нет, неисправную деталь диагностирует при помощи омметра, после чего заменяют на новую.
В продаже есть много подтверждённых кросс-номерами аналогов от разных фирм.
На вентиляторе, который расположен на радиаторе системы охлаждения автомобиля Рено Дастер установлен дополнительный резистор, который регулирует скорость вращения вентилятора за счет ограничения напряжения. Так в случае выхода резистора из строя вентилятор не будет включаться, что является серьезной неисправностью, так как может привести к перегреву двигателя во время его эксплуатации.
В этой статье мы поговорим о том, как снять данный резистор для проверки и замены.
Снятие дополнительного резистора с вентилятора радиатора системы охлаждения Рено Дастер
Снятие резистора лучше всего производить снизу автомобиля из смотровой канавы. Для этого необходимо снять защиту двигателя.
Отключаем колодку проводов идущих на дополнительный резистор вентилятора радиатора Рено Дастер.
Сдвигаем резистор чуть в сторону .
. и выводим из зацепления с кожухом вентилятора радиатора системы охлаждения.
Проверка дополнительного резистора вентилятора радиатора системы охлаждения Рено Дастер
Прежде всего, необходимо обратить внимание на визуальное состояние резистора. В большинстве случаев при перегорании нихромовой проволоки это визуально заметно по ее обрыву, а также потемнению от перегрева вокруг места обрыва.
Если резистор визуально исправен, то проверяем его сопротивление универсальным измерительным прибором. Внутренне сопротивление резистора не должно быть больше 1 Ома.
Кратко о чем эта статья: Резистор вентилятора радиатора системы охлаждения Рено Дастер
Есть что добавить?
Если у Вас есть, что добавить к статье, или Вы хотите поделиться своим опытом на данную тему — пожалуйста, оставьте комментарий.
Если Вы являетесь автором отчета о ремонте, доработке автомобиля Renault или рекомендуете материал для размещения в Копилке знаний — пожалуйста, сообщите нам об этом на е-мейл dustershop77@yandex.ru.
31 октября 2020
Установка камеры заднего вида на Рено Дастер своими руками
09 октября 2019
Замена тросов ручника Рено Дастер, 2010 — 2015 г.в.
Роль резистора вентилятора радиатора в автомобиле: функции и преимущества
Вентилятор радиатора является важной частью системы охлаждения двигателя автомобиля. Он отвечает за поддержание оптимальной температуры работы двигателя и предотвращает его перегрев. Резистор вентилятора радиатора выполняет особую функцию в этой системе.
Основная функция резистора – управлять скоростью вращения вентилятора. В зависимости от температуры двигателя, резистор изменяет сопротивление и тем самым регулирует скорость работы вентилятора. Это позволяет снизить нагрузку на двигатель и сократить его износ, а также уменьшить энергопотребление системы охлаждения.
Кроме того, резистор вентилятора радиатора обеспечивает более плавную работу вентилятора. Он позволяет предотвратить резкие скачки скорости вращения вентилятора, что может привести к нестабильной работе системы охлаждения и повреждению самого вентилятора.
Преимущества использования резистора вентилятора радиатора включают также меньшую шумность работы системы охлаждения. Благодаря регулировке скорости вращения вентилятора, резистор помогает снизить уровень шума, что создает более комфортные условия для водителя и пассажиров.
Резистор вентилятора радиатора: зачем он нужен и каковы его функции?
Один из главных преимуществ резистора вентилятора радиатора заключается в том, что он позволяет экономить энергию и продлевать срок службы вентилятора. Резистор определяет электрическое сопротивление, которое ограничивает ток, проходящий через вентилятор. Благодаря этому резистор предотвращает перегрев и избыточное потребление энергии вентилятора.
Кроме того, резистор обеспечивает плавное изменение скорости работы вентилятора. Это особенно полезно в условиях, когда двигатель раскаляется до высоких температур. Благодаря резистору вентилятор постепенно увеличивает скорость работы, что предотвращает резкие изменения температуры и поверхностного напряжения в системе.
Важно отметить, что резистор должен быть правильно подобран для конкретного вентилятора и двигателя автомобиля. Неправильно подобранный резистор может привести к неполадкам в системе охлаждения или даже к перегреву двигателя.
Таким образом, резистор вентилятора радиатора выполняет несколько важных функций: он регулирует скорость работы вентилятора, экономит энергию, предотвращает перегрев двигателя и обеспечивает плавное изменение температуры. Правильное подбор и установка резистора являются важными аспектами обслуживания системы охлаждения автомобиля.
Повышение безопасности работы системы охлаждения
Кроме того, резистор защищает электрическую систему автомобиля от возможных перегрузок и короткого замыкания. Он выполняет роль регулятора напряжения, обеспечивая стабильность и надежность работы вентилятора. Благодаря этому, резистор предотвращает возникновение аварийных ситуаций и повреждение других компонентов автомобиля.
Важно отметить, что при возникновении неполадок в системе охлаждения, резистор может помочь предотвратить аварийную остановку двигателя. Он способен дать сигнал водителю о возникшей проблеме, например, путем включения контрольной лампы на приборной панели. Это позволяет вовремя реагировать и принимать меры для устранения неполадки, что способствует сохранности и долговечности автомобиля.
Ограничение скорости вращения вентилятора
Ограничение скорости вращения вентилятора может быть полезно во многих ситуациях. Во-первых, это позволяет снизить уровень шума, создаваемого вентилятором, что особенно важно в условиях городского трафика или на ночных переездах. Во-вторых, ограничение скорости вращения позволяет экономить энергию, поскольку вентилятор потребляет меньше электроэнергии при более низкой скорости вращения.
Резистор вентилятора радиатора используется для регулировки скорости вращения вентилятора путем изменения сопротивления в цепи питания. Увеличение сопротивления приводит к снижению скорости вращения вентилятора, а уменьшение — к увеличению скорости вращения.
Таким образом, резистор вентилятора радиатора позволяет пользователю самостоятельно устанавливать оптимальную скорость вращения вентилятора в зависимости от конкретных условий эксплуатации, уровня шума и энергопотребления.
Регулирование температурного режима двигателя
Резистор вентилятора радиатора играет важнейшую роль в регулировании температурного режима двигателя. Он позволяет поддерживать оптимальную температуру двигателя и защищает его от перегрева или переохлаждения, что может негативно сказаться на работе и сроке службы двигателя.
Основная функция резистора вентилятора радиатора заключается в изменении скорости вращения вентилятора, а, следовательно, объема воздуха, проходящего через радиатор. При повышенной температуре двигателя, резистор уменьшает сопротивление в цепи, что приводит к увеличению скорости вращения вентилятора и увеличению количества воздуха, проходящего через радиатор. Это позволяет эффективнее охлаждать охлаждающую жидкость и снижать температуру двигателя.
Когда двигатель достигает оптимальной температуры, резистор увеличивает сопротивление в цепи, что в свою очередь снижает скорость вращения вентилятора и объем воздуха, проходящего через радиатор. Это позволяет сохранять оптимальную температуру двигателя, не допуская его перегрева.
Таким образом, резистор вентилятора радиатора обеспечивает стабильный температурный режим двигателя, предотвращая его перегрев или переохлаждение. Это важно для оптимальной работы двигателя и его долговечности. Резистор вентилятора радиатора — незаменимый компонент системы охлаждения автомобиля, который обеспечивает надежность и эффективность работы двигателя в любых условиях.
🙂 Резистор вентилятора охлаждения двигателя (1-ая скорость) 🙂
Вот и я добрался до того самого резистора 1-ой скорости работы вентилятора. Наступает лето (хотя пока одни дожди идут и прохладно) — надо проверять систему охлаждения!
Снял крышку (чехол) с блока предохранителей и реле в моторном отсеке (рядом с аккумулятором, АКБ). На внутренней стороне этой крышки расписано всё что нужно: номера деталей и для чего они используются.
Вентилятор работает на 2-х скоростях через предохранители F6 и F7 и реле T6 и T7. Под номером 6 — 1-ая скорость (меленная, через резистор), а под номером 7 — 2-ая скорость (максимальная). Предохранитель F6 рассчитан на ток 30А, F7 — на ток 40А. Реле Т6 (FAN1) — небольшое красноватое, 30А. Реле Т7 (FAN2) — большое чёрное, 50А.
Вместо Т6 можно поставить такое же отечественное реле, только оно рассчитано на 20А.
Вместо Т7 (вроде бы) подходит такое же для стартера от 2108, 2109 и др. ВАЗов.
Снимаем оба реле со своих посадочных мест. Видим 4 гнезда под каждым реле. Далее все операции по замыканию/размыканию контактов производим именно в этих гнёздах. С реле ничего не делаем! Номера контактов написаны на корпусе реле!
Оба реле имеют 4 контакта: 85, 86, 87 и 30. Контакты 85 и 86 — «управляющие», узкие, соединены с катушкой (электромагнитом) в самом реле. 85 соединён с плюсом АКБ через предохранитель, а 86 соединён с соответствующим выводом электронного блока управления двигателем (ЭБУД). Контакты 87 и 30 — «силовые», широкие. Контакт 30 соединён с плюсом АКБ через предохраниель. Контакт 87 соединён с вентилятором (и резистором). Может быть я ошибся в этих парах контактов (пара 87-30 и пара 85-86). Это не критично! Контакты 87 и 30 равноправные, также как и контакты 85 и 86 !
В нормальном состоянии контакты 87 и 30 разомкнуты (на них обоих присутствует +12В при включенном зажигании). Как только температура охлаждающей жидкости (ОЖ) доходит до заданного порога (контроль ведёт программа в ЭБУД с помощью датчика температуры рядом с термостатом), на контакт 86 подаётся 0В (земля, корпус), тем самым реле срабатывает (щёлкает) и замыкает контакты 87-30, включая вентилятор. Как только температура ОЖ упала ниже порога, на контакте 86 появится снова +12В, т.е. контакты 87-30 разомкнутся, вентилятор остановится.
Для реле Т6 этот порог равен примерно 97 град. Для реле Т7 — примерно 101 град. Если не работает 1-ая скорость вентилятора, то получается двигатель всегда «разогревается» до 101 град, хотя должен охлаждаться уже при 97 град! Вроде бы это не критично (жалоб нет на поломку моторов), но тем не менее стоит эту боляку устранить побыстрее! Перегревать лишний раз мотор не стоит особенно в жаркую погоду !
Для проверки работы вентилятора на разных скоростях включать зажигание не надо! Как написано выше, на 2-х контактах из 4-х в обоих реле постоянно присутствует напряжение +12В с АКБ, поданное через предохранитель. Для запуска вентилятора достаточно только перемычкой замкнуть силовые контакты 87-30. Только надо следить, чтобы эта перемычка не замкнула контакт 87 или 30 на минус АКБ или корпус машины! А то будет бада-бум с искрами! :))) Шучу. Будет короткое замыкание и могут многие предохранители сгореть. Нам ведь лишние проблемы не нужны?! Не так ли? 🙂
Замкнул сперва контакты 87-30 — соответствующие гнёзда под реле Т7 — вентилятор закрутился на максимальной скорости. Всё ОК! 🙂 Затем замкнул эти же гнёзда под реле Т6 — вентилятор не крутится. 🙁 Это плохо!
Теперь надо снять сам резистор. Откручиваем 2 болта, крепящих чёрный корпус воздушного фильтра и сдвигаем его вправо (к ремням). Снимать его нет необходимости! И яма не нужна — всё очень хорошо снимается и так. Берём маленький ключ-трещётку с переходником для насадок (бит). Резистор крепится при помощи 2-х обычных шурупов под крестовую отвёртку. Но без такого ключа лезть туда не стоит вообще! Обычной небольшой отвёрткой эти шурупы не открутишь! Я спокойно засунул свою левую руку с этим ключём и открутил оба шурупа. Перед этим, конечно же, надо снять 2 разъёма с контактов резистора. 🙂
Сам резистор был «потрёпанным» от времени. Видимо он ни один раз нагревался-перегревался! Зелёного покрытия также уже не было. Заклёпки, которые крепят резистор и контакты, болтались. Рядом с одним контактом пластик был сильно подплавлен. Соответственно, и разъём был подплавлен. Второй контакт и разъём были более-менее в порядке. Резистор менять надо однозначно! А также 2 разъёма.
Последовательно к резистору подсоединён термопредохранитель. Когда резистор нагревается до какой-то определённой температуры (порог), термопредохранитель разравает цепь (вентилятор останавливается), предотвращая перегрев резистора и, тем самым, возгорание в моторном отсеке. У меня стоит термопредохранитель MICROTERM, порог равен 184 град.Ц., макс. напряжение 250В, макс. ток 10А. Можно поставить термопредохранитель с порогом от 182 град. до 192 град. и на ток более 10А. Получается, можно взять, например, 2 мощных резистора на 50 Вт с спротивлением 0,68 Ом, соединить их параллельно (получим общее сопротивление 0,34 Ом) и последовательно к ним подсоединить термопредохранитель на 184 град. Вот и получился нужный нам резистор! 🙂 Термопредохранитель надо расположить как можно ближе к резисторам! Примерно в 2 мм от корпуса резисторов! Осталось только всё это разместить в «хорошем» месте в моторном отсеке рядом с вентилятором. 🙂 Ещё надо будет найти компромисс между мощностью резистора и его размерами.
Для замены 2-х разъёмов, которые соединяются с контактами резистора я отсоединил двухконтактный разъём от вентилятора и весь жгут поднял вверх рядом с расширительным бачком. Этот жгут прикреплён к кожуху вентилятора при помощи 2-х защёлок. Теперь удобно «работать» с проводами! И яма не нужна! 🙂 На первое время я просто перемкнул провода, идущие к резистору, пока не найду сам резистор (т.е. теперь на 1-ой скорости вентилятор крутится также, как и на 2-ой). После этого я вернул жгут на место и проверил вращение вентилятора — всё работает! 🙂
От резистора идут 2 провода: серый и чёрный. От вентилятора идут также 2 провода: красный и чёрный. Провода «толстые». 🙂 В сечении примерно 2-3 мм. Чёрный от вентилятора соединён с корпусом. Серый от резистора идёт в блок предохранителей и реле к контакту 87 реле Т6 (1-ая скорость). Чёрный от резистора соединяется с красным от вентилятора ! И этот красный провод идёт в блок предохранителей и реле к контакту 87 реле Т7 (2-ая скорость). В машине у меня именно такие цвета проводов ! В блок предохранителей и реле идут только 2 провода: красный и серый ! Вместо серого может быть светло-голубой!
В инете есть данные, что этот резистор подходит от ВАЗов: от Калины (1118) и от ШевиНивы (2123). В нём только сопротивление немного ниже (0,2 Ома вместо нужных 0,3 Ом). Это очень даже принципиально! Но на первое время сойдёт. Стал я искать его в «отечественных» автомагазинах. Нет такого нигде! Никто про него не знает! И почему-то все продавцы мне сразу давали именно резистор от вентилятора печки в салоне (там 4 скорости), хотя я им говорил про вентилятор радиатора охлаждения двигателя! Как-то странно получается: машины и запчасти делают у нас в стране, а магазины с надписью «ВАЗ/ГАЗ/УАЗ» (всё есть у нас!) почему-то ими не торгуют! Тут я вспомнил ситуацию с покупкой моторчика для бензонасоса, о чём я написал ранее у себя в бортжурнале. Тоже не мог нигде найти его! А ехал я тогда довольно-таки долго и по пути заезжал во все встречающиеся автомагазины «ВАЗ». Только в одном мне повезло его найти! Жуть какая-то! А по ценам запчасти для ВАЗов недешёвые !
Заменил на днях этот резистор. Резистор Frig Air 35.10015 с сопротивлением 0.3 Ом. Честно сказать, я бы попробовал поставить не «родные» 0.3 Ома, а побольше, где-то в диапазоне от 0.4 Ом до 0.5 Ом. Я сравнивал скорости вращения вентилятора на макс. скорости и с этим резистором. На макс. скорость моторчик шумит сильнова-то. А вот через резистор значительно тише! Считаю, что ставить резистор от вазов на 0.2 Ома не стоит, т.к. моторчик будет сильно шуметь! Весь «комфорт» от использования резистора теряется! Также, если поставить более 0.5 Ом, то моторчик будет слишком тихо вращаться и, следовательно, будет хуже охлаждать радиатор! Стоит поэкспериментировать. 🙂